В поисках утраченного гриба

Во МХАТ им. Горького премьера по роману Юрия Полякова

16 декабря 2011 в 18:07, просмотров: 2576

Спектакль «Грибной царь» по одно-именному роману Юрия Полякова получился очень нервным. И это потому, что он очень отражает нервный дух времени.

В поисках утраченного гриба
Свирельников (Валентин Клементьев).

Режиссер МХАТ им. Горького под руководством Татьяны Дорониной Алексей Дмитриев явно сделал ставку на темпоритм — и на его смену. Основной декорацией спектакля служит огромный видеопроектор во всю стену, где сначала мы наблюдаем прекрасный, свежий, шумящий лес. Но очень быстро картинка сменится на несущийся на огромной скорости город с его дискотеками, танцующими стриптизершами, светомузыкой, тяжелым роком, трассами, машинами... А из реальных декораций на сцене большая кровать. Прием не нов, зато символичен.

Бизнесмен Свирельников (Валентин Клементьев) — настоящий герой нашего времени. Сейчас он поставляет сантехнику (прекрасное название для фирмы — «Сантехуют»), за плечами темная история с убийством компаньона в 90-е... Его хриплый голос звучит как из подземелья, хотя вроде бы он на самой верхушке жизни — не считая он раздает бумажки из солидной пачки денег, ему доступны самые дорогие проститутки, в его любовницах шикарная секретарша и длинноногая однокурсница дочери... А в сухом остатке что? С женой «ветеран капиталистического труда» разошелся (а роман с ней завел его лучший друг), дочь гуляет на папины деньги вплоть до того, что ее выгоняют из института, младший брат пьет горькую, отчего его мама света белого не видит... Да к тому же кто-то организовал за ним слежку. Вспоминается «Утиная охота» Вампилова. Единственное, что его действительно волнует, — воспоминание о том, как когда-то дед рассказывал ему про грибного царя. Имеется в виду легенда об огромном грибе — шляпка 55 см в диаметре. Если найдешь его — он исполняет желания. Любые. Кроме одного: нельзя желать ни смерти, ни бессмертия ни себе, ни другим...

Важность вот в чем: в герое нет ничего, ни искреннего чувства, ни любви к кому бы то ни было, он пуст, он выжег бурной жизнью сам себя, он ничего не стоит. Он не сильно выделяется из безликой толпы массовки — шикарные стриптизерши в корсетах, бизнесмены в черных очках...

Среди других персонажей романа Юрия Полякова немало и других узнаваемых героев времени. Суетливый батюшка, прощающий все грехи за пожертвование на ремонт храма, главный редактор газеты «Московский наблюдатель» с явно выраженными голубыми наклонностями, бывший гебист, который помогает Свирельникову разобраться, кто за ним следит... Юрия Полякова любят за острый сатирический взгляд на вещи. Поэтому зал хохочет, когда Свирельникову звонит консьержка и за две минуты умудряется рассказать ему всю свою жизнь, когда брат и мама тупо смотрят передачу Соловьева (на экране мы видим реальную запись программы)....А некоторые моменты вызывают в зале чисто политические аплодисменты: «Вчера коммунизм строили, сегодня капитализм, завтра прикажут — еще что-нибудь построим».




Партнеры