Фоторепортаж как реанимация

Что увидела «Серебряная камера»

26 декабря 2011 в 17:54, просмотров: 2064

На входе в Манеж раздавали бюллетени для голосования и шоколадки, наливали чай, а   директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова поднялась на сцену  и открыла заключительную часть большого конкурса, который без преувеличения можно назвать «фотографическим «Оскаром».

Фоторепортаж как реанимация
фото: Андрей Райкин

Выставка номинантов конкурса «Серебряная камера −2011» на лучший фоторепортаж о Москве беспрецедентна по масштабу. Из 12 000 работ, заявленных на конкурс, были приняты 5000, а на выставку попали около 1000 снимков. При этом сложнее всего понять, сколько же авторов участвовало, так как репортажи можно было присылать сразу по трем основным номинациям: «события и повседневная жизнь», «лица» и «архитектура».

Из репортажей видно, насколько выразительны могут быть лица дирижера и балетмейстера, насколько завлекательна подземная Москва, на что похож наш город с высоты птичьего полета и как метрополитен может одновременно напоминать графически изысканные снимки Игнатовича и Родченко и бессмысленный (как всегда) русский бунт. Современный бунт — митинг на Болотной площади — обретает сферическую композицию и дополнительный смысл. Правда, эта «планетарная» картинка, растиражированная в соцсетях, уже несколько приелась. А популярность изображения в Интернете — не аргумент для жюри.

Но именно в Интернете, на сайте конкурса проходит зрительское голосование и определяется лидер в номинации «Приз зрительских симпатий». В Манеже тоже можно отдать свой голос, не опасаясь, что здесь произойдет вброс бюллетеней. Шутят: «А можно сразу три анкеты взять?» При этом имена участников остаются в тайне, а голосуют именно за работу. В этом — главная особенность «Серебряной камеры».

Конкурс действительно является открытым: участвовать в нем могут школьники, студенты, любители, профессионалы, неизвестные гении с мыльницей или признанные мэтры советской и российской фотографии. И чтобы не возникало предвзятого отношения или обаяния имени, все конкурсанты фигурируют под номерами, то есть никаких фамилий на выставке просто нет. В бюллетень вписываются только номер и название серии, и только в конце января победители будут названы пофамильно.

— Если сравнивать последнюю «Камеру» и предыдущие, наметилась интересная тенденция, — говорит куратор выставки Нина Левитина, — фотографы мыслят серию как самостоятельный проект на определенную тему. Например, «Один день скамейки», где мы наблюдаем жизнь, закрученную вокруг городского объекта. Или серия с гаражом, который является и домом, и мастерской, и местом свиданий.

Каждая серия предлагает увидеть жизнь столицы в новых ракурсах: дом становится похожим на самолет, канализация — на пещеру Аладдина. Социальную тему поднимают грустные защитники Москвы и супермены на инвалидных колясках. Все эти темы важны, но главным итогом конкурса стал свежий взгляд на давно изученное пространство, все менее дружелюбное и, как считают многие, потерявшее свое лицо. Действительно, Старая Москва уходит, а Новая городская среда не становится более комфортной для жизни. Тем не менее фотографы находят здесь удивительные сюжеты и живую основу для художественных поисков. В какой-то степени они осуществляют архитектурную и духовную реанимацию города.

Стратегические партнеры музея: MasterCard, РОСБАНК, Ahmad Tea.





Партнеры