Караул музейного масштаба

«МК» узнал, чем закончилась «антидиванная кампания» Департамента культуры

Новый руководитель Департамента культуры Сергей Капков становится ньюсмейкером. Все новости связаны с бурной деятельностью, которую он развел на ниве столичной культуры, и практически нет дня, чтобы его шаги не дали повода к обсуждению: одни довольны, другие чуть ли не кричат «караул». Позитивная реакция на решение Департамента культуры убрать из Театра Маяковского прежнего директора сменяется негативной на другую инициативу Департамента — бесплатное посещение музеев в новогоднюю десятидневку.

«МК» узнал, чем закончилась «антидиванная кампания» Департамента культуры

Когда Сергей Капков представлял труппе нового директора Леонида Ошарина, он привел несколько цифр, которые немногочисленную публику повергли, мягко говоря, в изумление. Средний возраст московских худруков — 64,5 года.

— На таком возрастном фоне Миндаугас Карбаускис и Евгений Писарев (худрук Театра имени Пушкина) выглядят просто детьми, — говорит Капков, — поэтому мы будем их поддерживать.

Понятно, что в московских театрах остается очень много проблем, которые можно назвать кризисом кадров. Поэтому вопрос к Капкову.

— Как обстоят дела, например, с Театром Станиславского, где опять происходит смена директора и вообще обстановка еще та?

— Я отвечу вам так: система меняется и будет меняться. Мы создали школу театральных лидеров, мы будем учить директоров, потому что время меняется, меняется законодательство и требования.

— На какой базе вы создаете такую школу, крайне необходимую сегодня?

— На базе Центра им. Мейерхольда. Возглавлять ее будет Валерий Фокин. Лекции будут читать профессионалы из Европы, а также руководители Департамента финансов Москвы. Мы в творчество не лезем.

— В праздничные дни бесплатно работало много музеев. Музейщикам, которые в отличие от всех, даже от медиков, трудились в эти дни, будет какая-то компенсация?

— Конечно. Люди работали не бесплатно.

— Бесплатное посещение музеев — вы не собираетесь этот опыт перенести на театр?

— Нет, не собираемся. Мы собираемся у театров выкупать билеты и отдавать их в школы. Также мы планируем, не вмешиваясь в творческие планы, предложить театрам за отдельное финансирование поехать в спальные районы в школы. Так сложилось, что 70 процентов учреждений культуры находится в пределах Третьего транспортного кольца. Поэтому мы хотим, чтобы культура, театральное искусство в частности, «пошла в массы». Наша задача остановить зрителя.

Антидиванная кампания, о которой с таким удовольствием говорит господин Капков, вызывает в стане музейщиков (но, правда, не у всех) если не ужас, то панику. В новогодние выходные некоторые из них пережили буквально нашествие, с которым с трудом справились. Так, посещаемость Дарвиновского музея была превышена в три раза, сообщала «МК» его директор Анна КЛЮКИНА. С 2 по 9 января туда пришло 93 тысячи человек! И это притом, что за весь 2011 год музей посетило около 430 тысяч.

— У нас две тысячи крючков в гардеробе. Но для того, чтобы принять лавину людей, мы вешали по три-четыре пальто на один крючок. А под конец запускали людей прямо в пальто. В музее люди комфортно себя чувствуют, если здесь находится до пяти тысяч человек. Если больше, музей начинает задыхаться, вентиляционная система не срабатывает. Музей-то у нас большой — экспозиция на 5 тысяч кв. метров да еще второй выставочный комплекс тысяча кв. метров. Многие не знают, что у нас дешевые билеты (170 руб. — полный билет, 50 руб. — льготный, 20 руб. — детский. — Авт.).

— Бесплатные акции нужно отменить?

— Они есть во всем мире. Я считаю, что четверга, когда все музеи работают допоздна (большинство до девяти вечера. — Авт.), достаточно. Для того чтобы музеи были привлекательны, должна быть интересная программа. К нам и ходят поэтому.

Как нам стало известно, музейщики о бесплатной акции были предупреждены за месяц.

— Вы как-то готовились к акции?

— Как обычно: у нас организация выставок, мастер-классов и разных программ поставлена на поток, мы постоянно делаем новые проекты, поэтому у нас много постоянных посетителей.

Директор Музея космонавтики Александр ЛАЗУТКИН оценивает посленовогоднюю акцию не так критично. Может, оттого, что в дни открытых дверей пришло около 20 тысяч человек (в 4 раза меньше, чем в Дарвиновский).

— Акция не была для нас неожиданностью и прошла нормально, — говорит Александр Иванович. — Программу мы не меняли, традиционно мы начинаем готовить еще летом новогодние программы для разных категорий детей. Технические проблемы, конечно, возникали — у нас проходимость обычно 1,5 тысячи человек, а в праздники принимали до 3 тысяч человек в день. Люди стояли в очереди — внутри музей был похож на зал ожидания. Но я понимаю начальство: их задача — привлечь народ в музеи. Но для музея это не всегда хорошо — меняется музейная атмосфера.

Пока музейщики приходят в себя после зимних каникул, у главы Департамента культуры уже созрела новая идея — сделать единые билеты в музеи разных категорий. В литературные музеи — одни, в художественные — другие. А для иностранцев сделать удобные туристические pass-карты.

Честно говоря, удивляет реакция музейщиков. Массовый наплыв желающих приобщиться к музейным ценностям (хоть даже и даром) доказывает, что москвичи в массе своей оказались культурными и количеством проголосовали за привитие российской столице опыта европейских музеев. Но музеи к такому наплыву оказались не готовы. Не лучше ли с Департаментом сделать конструктивный разбор полетов, разработать стратегию дальнейшей работы в этом направлении, а не кричать «караул»? Куда проще уныло повторять из года в год: «Народ у нас темный, в музеи не ходит».

Напомним, что кроме недавней акции и «Ночи в музее», когда зрители могут бесплатно посещать музеи, существуют другие бесплатные дни — каждое третье воскресенье месяца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру