Получи, артист, по гранту

Президентская помощь дойдет до театров только в мае?

В этом году президентские гранты на поддержку театрального искусства, согласно обещаниям Путина, получат 8 театров и 5 училищ. Почему среди грантополучателей именно эти театры, а не другие, — тема отдельной дискуссии (скажем, экспертное сообщество не раз обращало внимание, что, например, музыкальный грант по умолчанию всегда давали Госоркестру, у которого особых заслуг за последние 10 лет не было, а плетневский РНО, сильнейший коллектив страны, власти будто бы не замечали). Сейчас речь о сроках. Как худрукам рассчитывать фонд заработной платы и думать о прибавках к жалованью, если деньги могут поступить только в мае?

Президентская помощь дойдет до театров только в мае?

Итак, еще 30 ноября на встрече с худруками ведущих театров в «Ленкоме» премьер-министр пообещал, что в 2012 году на гранты выделяется 1 миллиард 600 миллионов рублей, причем уточнил, что в этот раз список грантополучателей расширяется с 11 до 13 за счет включения старейшего ярославского «волковского» театра и театра драмы в Омске. Грант выдается на три года — с 2012-го по 2014-й. Напомним, среди постоянных грантополучателей три московских театра (Малый, МХТ им. Чехова, Вахтанговский) и три питерских (БДТ, Александринский, Малый драматический — Театр Европы), плюс театральные училища — ГИТИС, Щепкинское, Щукинское, Школа-студия при МХТ, Санкт-Петербургская академия театрального искусства.

Все бы хорошо, но непонятна логика перечисления средств к концу сезона: например, деньги по «музыкальному» президентскому гранту скоро увидят своих адресатов (среди которых Большой театр, Мариинка, Госоркестр, БСО и проч.), ибо распоряжение правительства подписано и вступило в силу уже 21 января (а опирается оно на распоряжение президента от 22 ноября 2011-го). Так почему же с театрами такая задержка — сезон-то у всех один? Представитель Минкульта рассказал «МК», что распоряжение о грантах пока на согласовании в Администрации Президента, и когда оно будет подписано точно неизвестно. То есть говорить о чем-либо пока преждевременно.

Первый наш звонок в Омск, директору тамошнего театра Виктору Лапухину:

— У вас есть на руках некий уведомляющий документ, что вы грантополучатель?

Мы, как вы знаете, попадаем в гранты впервые. Кроме устного заявления Путина на встрече с худруками и ксерокопий минкультовских документов на эту тему, у меня ничего нет. Слышал, что распоряжение будет подписано в марте.

— Сколь критично для вас, что деньги могут поступить в период с марта по май?

— Лично для нас не очень, потому что мы на финансировании областного бюджета, свои денежки получаем сполна и в срок, плюс что-то сами зарабатываем... Хотя по большому счету на грант очень рассчитываем, ибо весь новый сезон распланировали так, что приглашаем к нам ведущие творческие кадры — художников по костюмам, по свету, сценографов...

Ярославский театр в лице нового директора Юрия Итина также пока не имеет никакой конкретной информации.

— Мы в отличие от Омска ни копейки не получаем из областного бюджета. Это очень серьезная проблема для федеральных театров, расположенных в регионах.

Для театров нестоличных получить грант — все равно что вытащить счастливый билет. Это и поднятие качества спектаклей, избавление от печати провинциальности. В конце концов, начало процесса культурного поднятия регионов.

Но тут возникает вопрос: чем руководствуется Минкульт России, составляя список счастливчиков? Положим, если Вахтанговский театр как раз за три грантовских года сильно поднялся, то театр Образцова ничем особо похвастаться не может. И если перетряхнуть списочек, много чего интересного обнаружится. Какую ответственность со стороны театров предусматривает Минкульт? Дополнительное финансирование театров в виде грантов не может не возбуждать ревностные чувства: почему этим, а не нам?

Интересно сравнение денежных вливаний в разные сферы. Кто-то неленивый подсчитал, что грант одному театру на 20 лет равен всего одному годовому контракту футбольного тренера. Годовая субсидия одного большого театра в регионах лет эдак за 500 будет равна инвестициям бизнесменов в один футбольный клуб всего лет за пять. Так что финансирование театров не больше чем статистическая погрешность в масштабе больших денег и серьезных вложений. Один футболист вроде Это’О, которого приобрел клуб «Анжи», обошелся в 45 миллионов евро. А это (извините за каламбур) — 20-летнее содержание крупного областного театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру