— Володя, есть пословица: «Федот, да не тот». Вот новые «Земляне» со старыми хитами. Здорово и ностальгично! Но возможно ли представить, скажем, АВВА в другом составе?
— Есть стереотип: если Beatles, то это Ринго, Пол, Джордж и Джон. Если АВВА, то это только Агнета, Анни Фрид, Бенни и Бьорн. Но есть и Grateful Dead, такие же легендарные, как и прежде, но без единого музыканта из первого состава. Есть актуальные Queen — со всеми, кто был, но уже без Фредди и с новым вокалистом. Еще много других версий. Возможны варианты. В случае с «Землянами» есть немаловажный момент: ты, дорогой друг, говоришь сейчас с человеком, который в 1976 году создал «Землян». Так что в плане «преемственности» все в порядке.
— В чем надобность данной музыкальной реанимации?
— А ты не задумывался, например, почему люди так рвались посмотреть «Иронию судьбы-2»? Хотели новый фильм? Отнюдь! Они хотели снова погрузиться в атмосферу старого, первого, культового фильма. А эмоции, которые люди испытывают в караоке, когда поют хиты любимых групп и исполнителей? Никто не отменял волшебную силу ремейка как важного эмоционального инструмента.
— Есть даже короли ремейков! Значит, это некая спекуляция на старом, в данном случае — на «Землянах» как на одной из самых хитовых групп страны?
— Можно и так назвать — спекуляция. А можно сказать об уважении к репертуару, который был создан «Землянами».
— Ты был создателем коллектива, но также играл и на барабанах. Не жалеешь, что приходится теперь наблюдать из-за кулис?
— Я наигрался от души на
— Вот уж хард-роковой вас никто не считал! Считалось, что вы официальная причесанная музыкальная пропаганда коммунистического режима в пику настоящему и подпольному року...
— Я знаю. К нам было приклеено огромное количество штампов: продажные, коммунистические, советские... Вся эта чушь опровергается одним простым моментом.
— Любопытно! Каким же?
— А хоть одну советскую песню, хоть один коммунистический текст мне назови.
— «Трава у дома».
— И что там коммунистического?
— Как же?! Пропаганда советской космонавтики, процветавшей под мудрым руководством КПСС.
— Бред! Там ни одного лозунга! Там затронуты глобальные гуманитарные темы — человек, космос, тоска по дому и все такое... У «Землян» не было ни одного участия в коммунистическом концерте.
— Что такое «коммунистический концерт»?
— Концерты в Кремлевском Дворце съездов на партийно-комсомольских мероприятиях, юбилеях и т.д. Ни разу!
— Зато вас крутили по телевизору и радио, в отличие от той же «Машины времени»... Потому вы и выглядели в глазах людей «режимным предприятием», хотя, это правда, песни ваши разлетались как горячие пирожки.
— Самое смешное, и это исторический факт, что первой в «Утренней почте» (а это была тогда практически единственная актуальная музыкальная программа на советском ТВ) показали как раз «Машину времени». Но мы при этом, повторю, не участвовали ни в одном коммунистическом концерте, не ездили по комсомольским путевкам Фонда мира в Японию, как ездили «Машина времени» и Стас Намин, ни по каким стройотрядам... Да, это было предметом моей большой изощренности, но мы не «легли» ни под одну официальную государственную организацию. А твои уважаемые группы «Алиса», «Аквариум» и т.д. по списку, включая «Кино», были созданы на деньги КГБ. Они существовали как первый ленинградский рок-клуб, который, что давно не секрет, был создан под крышей КГБ.
— Володя, группы все-таки создались сами по себе, а КГБ за ними надзирал, позволив объединиться в рок-клуб. И пели они совсем не коммунистические песни, а как раз наоборот...
— Ну да, они, хитрые, участвовали, мы, нехитрые, не участвовали. Но при этом группа «Земляне», которая менее хитрая, ничем не воспользовалась, не дала права себя шлепнуть и нагнуть и, однако, называлась недоброжелателями и завистниками «просоветской».
— В чем тогда секрет? Как удалось провести всех за нос и быть практически официальной хард-рок-группой в системе, воинственно отторгавшей «чужеродные и тлетворные проявления загнивающей буржуазной культуры»?
— Вся гонимость, например, группы «Машина времени» заключалась только в одной-единственной статье «Рагу из «Синей птицы» в газете «Комсомольская правда». В отличие от «Машины времени», чтобы пробиться, мы не нагнулись ни под одного исполнителя. Мы не аккомпанировали Софии Ротару, не снимались в фильмах для того, чтобы пробить себе маленький скоротечный кадр. Если нас не пускали в фильмы, мы обходились без этого. Зато давали по 90 концертов в месяц. И при этом группа «Земляне» была бита и той же «Комсомолкой», и «Литературной газетой», и газетой «Правда» дважды, и газетой «Известия». Все эти газеты у меня до сих пор есть. Нам по полгода закрывали концертную деятельность. Но в итоге все преодолевалось. По одной простой и банальной причине! Мы приносили огромные деньги Ленконцерту, поэтому, даже когда нас били и сажали по полгода на «репетиционный период», быстро потом «прозревали», и в город Сочи, где мы «репетировали», срочно выезжала комиссия Министерства культуры для приема программы. Потому что такие деньги, какие зарабатывали на нас концертные организации, не зарабатывал никто. И при всей советской демагогии им в итоге приходилось закрывать глаза, левой рукой разрешать то, что запрещала правая. В твердом осадке по прошествии 30 лет мы имеем непреложный факт: наши песни пела и поет вся страна, а «Земляне» были самой большой и коммерчески успешной советской рок-группой.
— То есть все-таки продажные, но в хорошем смысле, да? Продавались хорошо...
— Если угодно. Важный, кстати, момент: благодаря «Землянам» очень много групп и исполнителей получили свою путевку в жизнь. «Магнетик бенд», «Апельсин», «Круиз», да почти все коллективы Советского Союза работали у нас на разогреве. Всем мы давали кусок хлеба! И Олегу Газманову, и Володе Преснякову-младшему... Мы выступали во Дворцах спорта,
— С экономикой разобрались. Но почему, на твой взгляд, «выстрелили» именно «Земляне»? Вы же не единственные, кто исповедовал пресловутый «квадрат» или твой излюбленный «лед-зеппелиновский» ритм?
— Один важный момент. «Земляне» в большинстве своем выпускники училища им. Римского-Корсакого при консерватории. Это была если не единственная, то одна из немногих рок-групп в стране с музыкантами, имеющими профессиональное консерваторское образование.
— Разве это не сомнительное качество для настоящей рок-группы, что-то сродни волчьему билету? У битлов вот не было никакой консерватории...
— Я даже продолжу твой список: и у «роллингов» не было, а у Procol Harum, у Стинга было (такое образование). Нет единого критерия. Но в истории «Землян» и их успеха этот фактор играет, по моему глубокому убеждению, основополагающую роль. Мы музыку писали ПРАВИЛЬНО, и я на этом акцентирую внимание. Мне радийщики до сих пор задают вопрос: почему те наши фонограммы звучат так, будто вчера записаны, а при всем уважении к другим коллективам слышно сразу, что это уже ретромузыка? Потому что мы писали правильно. Правильно расставляли ноты, звуки, умели правильно комбинировать. Потому что только мы играли по партитуре. Когда у меня была проблема с басистом, я пригласил Сашу Титова из «Аквариума». Он пришел, мы положили перед ним партитуру. Он говорит: вы просто сыграйте, а я подберу на слух. Мы говорим, не надо ничего подбирать, ноты же перед тобой. «А я нот не знаю», — сказал нам человек из группы «Аквариум», и наш союз, к сожалению, не состоялся... Когда создавались «Земляне», я настолько был наглый амбициозный парень, что выдернул лидеров из всех на тот момент лучших групп Ленинграда — «Россияне», «Аргонавты», «Кочевники» — Олега Гусева, Игоря Романова, Борю Аксенова, Сережу Скачкова. Я не боялся, что вокруг меня соберутся сильные музыканты, что является большой проблемой для многих лидеров. Мы репетировали по
— Разве этим не мог похвалиться никто другой?
— Нас можно было обвинять в чем угодно, но сыграть так, как мы, не мог никто в Советском Союзе. Еще, пожалуй, «Аракс» и несколько музыкантов «Круиза». На всю огромную страну! Почему Петя Подгородецкий не задержался в «Машине»? Потому что был настоящим музыкантом. Тогда, конечно, были эти терки тусовочные — кто круче, «Машина времени» или «Земляне»? Целые лагеря поклонников разделяли страну. Но я не входил в эти распри. Что доказывать? Идите в кассу, там все ясно.
— «Встретимся у кассы» — кстати, любимая фраза Филиппа Киркорова...
— Это не его выражение. Кстати, Филипп тоже может отдать мне должное: моими руками и он был продвинут в то место, где он есть. Спроси его — он расскажет сам, если не забыл. Он еще был мальчиком, и я помогал ему там, где возможно было помочь, — с Аллой Дмитриевой (программа «Шире круг»), с Домом радио... Впрочем, я к нему в прародители не набиваюсь, у меня хватает моих «детей», это к слову.
— А что сегодня с профессионализмом на рок-сцене?
— Больше технологий, но с профессионализмом — большой вопрос. Поэтому и актуальность «Землян» остается. В те годы худсоветы на фирме «Мелодия», на телевидении, как бы их ни поминали теперь недобрым словом, все-таки требовали (помимо разной там глупой идеологической мишуры) и профпригодности: правильная постановка фраз, филологического слова, музыка, мелодика... Сегодняшние музыканты даже не понимают, что такое равность строчки. Другой разговор, что сегодня дико смотреть на моих коллег-музыкантов, которые прошли через все эти распри, через все эти преграды худсоветов — и сейчас наступают на те же грабли. Когда мы стояли на худсоветах «Мелодии» со всеми перечисленными товарищами, то мечтали, как дадим рок-н-роллу жить, когда придет время. Время пришло — и что? Многие из «протестантов» обвешались орденами и званиями, как бычки: народный артист, заслуженный... Не представляю себе более глупой фразы, чем — Боб Дилан, заслуженный артист Америки! У меня, кроме побед на международных конкурсах и высших строчек, например, в хит-парадах «ЗД» тех лет, других наград нет. И мне еще что-то будут говорить про продажность!..
— В версии «Земляне» 2.0 — новые лица. Почему не золотой состав? Все ведь живы...
— Состав «Землян» дважды был сменен радикально. С первого шага «Земляне» — мое детище, и я несу ответственность за все, это мой вызов перед публикой. Считаю, что у новых ребят большое будущее. Я редко ошибался. Из «золотого состава», как ты выразился, ушли все кто хотел. Но у них ничего не вышло в сольной карьере. А мы продолжали. Ушел Романов — мы сделали «Взлетную полосу». Ушел Боря Аксенов — мы сделали «Путь домой». Ушел Скачков — у нас появился футбольный гимн. Я никому не мешал, но меня часто винили в «кознях»: мол, Киселев «закрывает», Киселев «не пускает»... Позже, когда страсти немного улеглись, я спросил Скачкова и Васильева: «Почему?» Они говорят: «Мы писали, нас не пускали». Ребята, говорю я, «Ласковый май» тоже никто не пускал — запиши кассеты и в поездах раздавай!.. «Машину времени» никто не пускал — их песни люди хотели слышать и переписывали. «Траву у дома» люди хотели слышать, и мы продали 20 млн. дисков. Еще и еще раз повторяю о роли личности в истории... К сожалению, никто из них не пробился так, как пробились, скажем, те же Кузьмин с Барыкиным, когда распался первый состав «Карнавала». С одной стороны, это упрек мне: значит, таких музыкантов собрал, с другой — комплимент, ведь жизнеспособность «Землян» — и в золотом составе, и не в золотом — свершившийся факт. Ситуация в чем-то парадоксальная.
— И есть уверенность, что сей парадокс сработает и с новым составом?
— Абсолютный аналог Deep Purple, дубль 2! Мы только что проехали 28 городов, и я убедился в правильности своего выбора. Но, когда я собрал всех этих ребят, не скрою, мне плакать захотелось. Они были испуганы, недоверчивы, бедны и совершенно не верили в свою звезду. Безденежье для музыканта губительно. Но в них есть харизма, ее надо лишь правильно раскрыть, показать. Ты выходишь на сцену и должен быть красавцем, должен быть любимцем. Если таким не являешься, то заставь людей поверить, что ты таков. Никого не интересуют твоя подагра и твоя изжога: ты должен выйти на сцену и всех порвать. Вот Киркоров в этом смысле красавец и образец! А Баскова в истории культуры и музыки не будет, потому что ему не верят. Он холопствующий комик. Он может себе напридумывать что угодно — серебряный голос, золотой, все мимо... Как ни странно, мне очень нравится своей беспробудностью Билан. Он никто, но верит в то, что делает. Он так хочет! Там бы продюсера поумнее. Ему нужно уйти от гавканья, петь надо начинать, а он все никак не может уйти от своего стереотипа.
— Почему другие проекты — «Санкт-Петербург» и «Русские» — не пошли так же успешно, как «Земляне»?
— Во-первых, «Санкт-Петербург» был выброшен так же в свободное плавание, как многие из «золотого состава» «Землян». Но сейчас все возвращаются — и «Санкт-Петербург», и «Русские», и новый проект «Бойкот». Все возвращаются на рынок! Потому что время пришло. Знаешь почему? Впереди маячат авторские, меняется законодательство, которое позволит многим настоящим музыкантам вернуться не только к творческой жизни, но и к успешной практике. О взаимодействии этих факторов — творчества и экономики — говорят мало и очень поверхностно. На самом деле это очень важная сфера, влияющая и на «чистое искусство». Сейчас многое меняется и в позитивную сторону. Появился в том числе Интернет как новое средство коммуникации. Уже не нужно до помутнения в глазах бодаться с пресловутыми ФМ-бизнесменами, вчерашними рисовальщиками-художниками, которые вдруг начали указывать, какую и как музыку надо писать. Поле для свободы маневра значительно расширилось, и это многое расставит по своим местам.
— Тогда удачи!