Башмет привез в Сочи яблочный пульс

Экологический видеоарт в эпицентре зимнего фестиваля

7 февраля 2012 в 14:50, просмотров: 2272
Башмет привез в Сочи яблочный пульс
фото: Ян Смирницкий
Антонио Джеуза, куратор экспозиции.

Гардероб Зимнего сада, ветер гуляет, нарядные сочинцы пришли на «Евгения Онегина» в весьма необычной трактовке Юрия Башмета: два (вместе с Башметом) дирижера попеременно выходят к оркестру «Новая Россия» и хоровой капелле «Ярославия», чтобы между монологами чтецов (Алексея Кравченко и Ксении Глинки-Лавровой), увлечь публику бессмертной, но несколько усеченной историей, причем, финальные аплодисменты, по большей части, достанутся почему-то басу Дмитрию Белосельскому (князь Гремин)...

Но вернемся к арту. Вешая пальто, ценители неожиданно натыкаются на 15 плазменных панелей, где бегут короткие закольцованные видео о «взаимоотношениях человека с окружающим миром».

фото: Ян Смирницкий

Над этой экспозицией я работал год, — говорит искусствовед Антонио Джеуза, — уровень очень серьезный, на конкурс было прислано порядка 350 видео со всего мира, в «короткий список» вошли 30, и я ни в коем случае не скажу — «это лучше, это хуже», все работы сильные, трудно было выбирать.

...Вот на экране пульсирует надкусанное «экологическое яблоко» Андреаса Содерберга, — поначалу ассоциации ясные: от первородного греха до логотипа на стеклянных павильонах компьютерной компании. Но в том-то и дело, что в яблоке обнаруживается на треть надкусанная сущность всего живого, исчезающего в полной тишине. Впрочем, огромное число зрителей уже столпились вокруг обычного голубого экрана:
Вам кажется, что телевизор просто не работает, — увлекает за собой Антонио, — на самом деле — это бескрайнее голубое небо удивительной красоты, присмотритесь...

фото: Ян Смирницкий

Или мирные фламинго (автор — Нира Перег, Израиль), числом в 67 особей, стоящие посреди живописного пруда — рай да и только, но вдруг слышен выстрел — все птицы как по команде склоняют головы. Еще выстрел — еще поклон. Казалось бы — это объективное социоисследование о коллективном поведении птиц на звуковые раздражители, но смотришь на них как на детей во время бомбежки...

- Всё это можно назвать эко-артом?

- Думаю, нет: ведь дело не только в защите природы, экология есть широчайший спектр отношений человека со всем, что его окружает. Природа — внутри головы. Начинать надо с себя. С минимальных вещей. Вот куришь и бросаешь сигарету на землю. А ты не бросай. Важны всегда малые шаги, потому что изменить мир радикально в лучшую сторону мы не сможем. Да, наши работы не так просто понять, они не прямого действия, как видео-клипы или видео-приколы...

- А смысловые аннотации-расшифровки под каждой работой — это жест в сторону Сочи? Потому что в Москве на актуальных выставках редко вешаются бумажки: «а означает это следующее»...

- Я не согласен. Как концептуальная работа может быть без экспликации? Откуда я пойму, что лысая голова художника на видео есть целая планета? Современным художникам и в словах надо дать возможность сказать, что они хотят. Это, в конце концов, жест уважения видеоарту.

- Кстати о «хотении»: ваше отношение к арт-группе «Война» — ведь она тоже победитель «Инновации»...

- Не хотелось бы о ней говорить, но моё личное мнение: сама их акция на мосту («Х.й в плену у ФСБ», — Я.С.) — не искусство. И очень от него далеко. Но выставлять это, показывать — искусство. Такой вот парадокс.

фото: Ян Смирницкий

- По-вашему опыту: видеоарт является сегодня коммерческим искусством?

- Почему нет? Но галереи, рынок — это суть второй шаг. Моя же цель — делать некоммерческие проекты: ведь художники работают потому что без этого жить не могут, а не затем, чтобы себя продавать. Да, рынок потом эти работы реализует, но рынок не должен решать — кто хороший, а кто плохой. Все при жизни Ван Гога знали, что он гений, но умер-то он все равно бедным.

- Не является ли тема экологии конъюнктурой?

- Скажу о себе: согласился на «Эко» не сразу, спустя два месяца после предложения. Это некий вызов, на который посчитал нужным ответить. Человек должен научиться уважать всё, что вокруг него. Искусство помогает нам самостоятельно мыслить. И я рад, что выставка уже здесь имеет такой успех, а в июне поедет в Москву, затем же — в Турин...



Партнеры