«Цезарь» умирает, но выигрывает

Новые старые итоги Берлинского кинофестиваля

19 февраля 2012 в 18:08, просмотров: 10597

Триумф традиций и никакого вольнодумства — так в двух словах можно охарактеризовать итоги 62-го Берлинского кинофестиваля. Главный приз отошел двум живым классикам итальянского неореализма (почетный приз за вклад в мировой кинематограф, обычно вручаемый на закате карьеры, братья Витторио и Паоло Тавиани получали на Венецианском кинофестивале аж в 1986 году), нашедшим еще одно неожиданное применение пьесе Шекспира «Юлий Цезарь».

«Цезарь» умирает, но выигрывает
Витторио и Паоло Тавиани.

Решение жюри непарадоксальное, но по-своему смелое — особенно учитывая традиционную тягу Берлинале к остросоциальному и политическому кино. Впрочем, братья Тавиани в своей работе удачно сочетают и то и другое, запечатлев на камеру старания итальянского театрального режиссера Фабио Кавалли, решившего поставить Шекспира в стенах тюрьмы, где преступники отбывают пожизненное наказание. Знаменитые строчки накладываются на рассказ актеров о себе, переплетая канонический сюжет с их собственной жизнью, а черно-белые кадры — с цветными.

Чуть острее социальные мотивы выведены у молодого венгерского режиссера Бенедека Флигауфа, получившего Гран-при жюри за фильм «Просто ветер». Но и эта драма, рассказывающая об отдельном случае расизма по отношению к румынским цыганам в небольшой венгерской деревушке, куда больше тяготеет к классической форме и структуре, чем к радикальному эксперименту. Параллельно показывая героев в их последний день перед нападением, режиссер уделяет главное внимание не историческому контексту (хотя в фильме есть своя сцена на каждый из атрибутов расовых и социальных противоречий современной Венгрии), а страху, сгущающемуся тем плотнее, чем ближе трагическая развязка.

Главный немецкий фаворит в конкурсе — Кристиан Петцольд — заслуженно обнимает теперь «Медведя» за режиссуру. Его «Барбара», набравшая максимальное количество баллов в рейтинге критиков, как раз и отличалась от остальных фильмов в конкурсе самым сбалансированным сочетанием идеи и мастерства.

За сценарий наградили авторов «Королевского романа» — костюмной мелодрамы Николая Арсела о королевском браке между Англией и Данией. Вполне традиционная европейская история юной королевы, вышедшей замуж еще до того, как познакомилась со своим мужем. Занимательным его делает не столько четко выстроенный линейный сюжет, сколько хулиганские диалоги. Так, проводя собеседование со своим будущим лекарем (датская звезда Мадс Миккельсен, а также главный злодей в «Казино «Рояль»), король Дании перечисляет симптомы своего недуга примерно так: «Я хочу развлекаться, пить, читать и веселиться. В чем моя проблема? Я король!» А произносивший эти импульсивные реплики молодой актер Миккель Бо Фельсагаард получил приз за лучшую мужскую роль.

Игры с классикой и традициями довели до смешного — приз имени Альфреда Бауэра за освоение новых горизонтов достался португальцу Мигелю Гомешу, который вместо новых горизонтов смешал в черно-белом и полунемом фильме «Табу» как можно больше старых. Точнее, опять же классических. Гомеш, как бывший кинокритик, иронично выступил со сцены:

— Я немного удивлен, что получаю приз за инновации. Я-то думал, что снимаю старомодное кино. Что же — моя ошибка.

Никакой ошибки, Мигель! Просто взгляни на список номинантов на «Оскар» этого года в категории «лучший фильм». Там все главные претенденты сняли по-своему старомодному кино.

Так что Берлин в этом году, говоря языком осенне-зимних коллекций, просто идеально вписался в новый тренд.



Партнеры