Оскар Бренифье проводит свои семинары по всему миру, в том числе часто посещает Москву и проводит мастер-классы и семинары в Институте философии РАН, МГУ, РГГУ, МГПУ, участвует во множестве конференций, посвященных развитию образования и коммуникаций. А его встреча в книжном магазине называлась так: открытие «Московского представительства» Оскара Бренифье. Это идея магазина, и, будем надеяться, в будущем многие зарубежные писатели откроют у нас свое «представительство». Смысл представительства – в представительном слове и в отдельном стенде. Но так ведь интереснее, чем просто встреча с читателями.
«Фишка» книг Оскара Бренифье вот в чем: он старается максимально доступно объяснить читателям противоположности самого разного рода. Верующий и атеист, что такое хорошо и что такое плохо, разница между любовью и дружбой, эгоистом и добряком… Теперь он представил две новых книги – «Большая книга характеров» и «Скажи, мама, почему я есть на свете».
Откроем «Большую книгу характеров», замечательно, к слову сказать, проиллюстрированную. Сравнивается простой и сложный человек.
«Сложный человек видит мир как множество частей. Он редко принимает вещи такими, какие они есть. Он считает, что необходимо все проанализировать и разобрать на части, поскольку внешность обманчива. Он верит, что мир сложный и состоит из множества связей, узлов и темных уголков. Вот почему он без конца сомневается и изучает все возможности.
Простой человек воспринимает вещи в их целостности и очевидности. Он доверчив и не усложняет себе жизнь. Они принимает вещи такими, какими они являются, не заботясь о том, что может произойти, и не пытаясь все изучить. Он не беспокоится о мелочах, воспринимая и характеризуя реальность просто. Для него мир скорее гармоничен и хорошо устроен».
Книги Оскара Бренифье ставят своей целью вложить в сознание ребенка основы тех вещей, подтверждение которым он будет видеть всю свою взрослую жизнь и которые будут укрепляться и расширяться с приобретением опыта. Это совершенно так. Правда, в России с ее богатой литературной традицией всегда считалось, что все это ребенок получает с чтением художественной литературы, которой, слава Богу, в мировом багаже накопилось немало и которая доносит до нас философское знание опосредованно, не в концентрированном, а растворенном виде.
Но мир меняется и мы меняемся. Если традиция семейного чтения рухнула необратимо, если процент читающих детей будет все также неуклонно падать, то такие книги будут для нас незаменимы.