Бах Мендельсона

Саулюс Сондецкис: «Помните, что плебейская культура привела к падению Рима»

27 февраля 2012 в 17:04, просмотров: 7991

Мендельсон прожил 38 лет, «пережив» Моцарта (с которым его сравнивали) на три года. Был незаурядным певцом, скрипачом, пианистом, органистом, дирижером. «Взорвал» свой век, пропагандируя на посту капельмейстера лейпцигского Гевандхауза Шумана, Бетховена, Берлиоза, разумеется, Баха (которого — согласно устоявшемуся мифу — он во всем величии вернул из забвения современникам). А теперь самому Мендельсону Владимир Спиваков посвящает элегантный монофестиваль в Доме музыки: за пульты классных оркестров встанут Саулюс Сондецкис, Кен-Дэвид Мазур, сам маэстро Спиваков, который перед Мендельсоном готов снять шляпу за «гигантский талант, создавший за недолгую жизнь множество великолепных сочинений в самых разных жанрах».

Бах Мендельсона

...Совсем недавно отмечали 200-летие Феликса Мендельсона-Бартольди, чуть не по разнарядке ставя его во все концерты — со вкусом и без. Но юбилейная горячка, по счастью, позади, и вкусить великого композитора-романтика мы можем без лишней патетики и из рук людей, для которых он по-настоящему актуален. Так, помимо «Вальпургиевой ночи», Итальянской симфонии, ми-минорного концерта для скрипки, оратории «Илия» прозвучит мало исполняемая «Хвалебная песнь» (она же Симфония-кантата № 2), написанная по поводу 400-летия книгопечатания. Известно, что Мендельсон лично для хоровых частей (а исполнит это большой хор Льва Конторовича) отбирал фрагменты из Библии, даже выведя на титульном листе фразу Лютера: «Я очень хотел бы видеть все искусства на службе Того, Кто даровал и сотворил их». За пульт БСО им. Чайковского в этот вечер встанет знаменитый скрипач и дирижер Саулюс Сондецкис:

— В XX веке произошли крайне противоречивые повороты в музыкальном развитии, — говорит маэстро «МК», размышляя о месте Мендельсона сегодня, — много всего было: поисков, теоретического шума, атональной музыки. Но время идет, и в концертной жизни остается только живая музыка, идущая от души к душе, которая суть и удовольствие, и размышление... XX век доказал, что все те «новые пути», которые отреклись от связи с классическим наследием, — не прижились, умерли. А те, кто (как Пендерецкий, некогда тоже поднявший флаг авангардизма) смог понять, что без этой связи — никуда, необычайно востребованы...

— «Открытие миру Баха» часто называют главной заслугой Мендельсона...

— Он открыл миру новую эру романтизма, что очень повлияло и на русскую музыку. Музыка Мендельсона бесконечно красива, эмоциональна; эти гении, которые покинули нас молодыми — Моцарт, Пушкин, Мендельсон, — они от Бога во всем, их каждый раз открываешь заново. Я, признаюсь, прежде и не слышал ту музыку, которую мне предстоит дирижировать, но вот открываю партитуру — какое очарование, романтическая непосредственность, как все мастерски создано, здесь как раз видно, насколько на него влиял Бах, как он его изучил. Не знаю, по-моему, Бах, конечно, никогда не был прямо настолько забыт, что его надо было «открывать» (и Моцарт, и Бетховен Баха боготворили), скорее, Мендельсон открыл его для массовой концертной жизни...

— Поражает универсализм Мендельсона: он и певец, и скрипач, и пианист...

— А вы посмотрите на письма Моцарта: да он был бы прекрасным писателем! Сколько там юмора, фантазии. Большие таланты раскрываются во всем.

— Почему же в музыке они сегодня не появляются?

— Тот прогресс, который мы имеем, — разве это не дело рук гениальных умов? Взять тот же Интернет... А если гениев в музыке нет, возможно, тут виноваты эстетические критерии, которые царят в обществе. Нарушен ход нормального развития искусства. Сейчас часто в музыке, в изобразительном творчестве сразу и не поймешь, искусство это или нет. Надо же учить людей, воспитывать их на лучших образцах... Но воспитание почему-то отвернулось от классического наследия, — того, что должно прививаться любому человеку. И я убежден, что та культура, которая сегодня охватила весь мир, — она по сути своей плебейская. И она побеждает, как победила и в Риме, который в конце концов пал. Она отвлекает молодежь от настоящих ценностей, дезориентирует. Но ведь самое глупое — это бороться с модой. Но любая мода проходит. Становясь потом предметом посмешища и... забвения.



Партнеры