Древнерусские кресты выглядели совершенно не так, как нынешние

Открылась уникальная выставка православной символики до унификации XIX века

1 марта 2012 в 12:09, просмотров: 12047

Говорят, что найти чужой нательный крестик – плохая примета. Мол, придется нести чужой крест. Все это суеверие, утверждают историки, собравшие в уникальной коллекции около 300 православных крестов различных веков.

Древнерусские кресты выглядели совершенно не так, как нынешние
Складень «Богоматерь. Праздники». В центре Богоматерь с Младенцем. Вверху Нерукотворный образ, Троица и серафимы. На створках праздники. Россия. XVIII-XIX вв.

В первые дни Великого поста в Котовске (Тамбовская область) открылась уникальная для России выставка православных нательных и наперсных крестов XII – XIX веков, а также колоколов, отлитых по старинным технологиям жителем Тамбова Николаем Стольниковым.

Впервые в России представлена масштабная коллекция предметов личного благочестия – нательных крестов, энколпионов и иконок. Причем все они атрибутированы и оформлены в передвижную выставку (263 экспоната в 15 витринах, к которым прилагаются 12 планшетов с атрибуцией и 3 триптиха).

ТОЛК (Тамбовское общество любителей краеведения) готовило экспозицию около 6 лет. Пять лет собирали экспонаты, 80% которых найдены на территории Тамбовского края. Остальные либо подарены коллекционерами, либо выкуплены у частных лиц на рынках.

- У каждого времени свой крест, - говорит председатель ТОЛКа коллекционер Михаил Семенов. – Кресты разнообразны по форме и содержанию. На некоторых, помимо традиционного распятия, изображены орудия страстей Христовых или иконки других святых, например Никиты Бесогона. Каждый крест – это целая история.

Разнообразие крестов говорит о многом. Во-первых, о месте, где крест был изготовлен. Кресты Рязанской губернии отличались от крестов Владимирской или Тамбовской. Они отражали взгляды их автора на мир, симпатии к тем или иным святым. А также сообщали о статусе их владельца.

- Церковь всегда стремилась к унификации, выстраивала каноны, чтобы не было разнообразных толкований, - продолжает Михаил Семенов. – Но когда мы имеем дело с предметами личного благочестия, то здесь видно, что христианство дает человеку свободу выбору. Поэтому кресты такие разные.

Со временем, однако, унификация произошла и в личном пространстве. Уже в XIX веке было налажено по сути дела промышленное производство почти одинаковых штампованных крестиков. Но любители старины до сих пор находят на берегах рек, на дорогах и в полях старинные кресты. И это неудивительно, ведь несколько веков миллионы людей носили их на груди и часто теряли.

- Изначально кресты были более сложны в изготовлении, да и выполнены более искусно, - говорит Михаил Семенов. – К примеру, энколпионы, состоявшие из двух частей, служили реликвариями – там хранили частицы мощей святых или святую землю. С одной стороны, на них могло быть изображено распятие, с другой – Богоматерь и различные святые.

Энколпионы, наперсные кресты, первоначально отливали по оригинальным восковым формам, затем формы делали уже с этих предметов, отчего качество терялось. Со временем и сами кресты стали более простыми. Что интересно, мужчины и женщины носили разные крестики. У женщин они были более плоские, в форме «листочка».

Еще одной особенностью выставки стали колокола и литые предметы Николая Стольникова (по профессии он зубной техник). По его словам, будучи паломником в Ростове Великом, он купил книгу про традиционное русское медное литье, затем попал на московский колокольный завод "Литэкс" и загорелся идеей возродить старинные технологии колокольного литья. Много времени провел в Российской государственной библиотеке в Москве, изучая специальную литературу, а затем собрал группу единомышленников в Жердевке (райцентр Тамбовской области), выкупил пустующее помещение и организовал мастерскую.

- Мы долго экспериментировали с глиной, - рассказывает он. – Пришлось провести десятки экспериментов чтобы, наконец, найти тот самый состав, который позволял отливать колокола из сплава меди и олова.

С тех пор Стольников сотоварищи отлил около 30 колоколов весом от 4,5 кг до 154 кг. Треть из них он отдал на выставку.

Кстати, выставка православных крестов и колоколов – не первая, подготовленная Тамбовским обществом любителей краеведения. Не так давно в том же музее экспонировалась передвижная выставка «Сокровища древней мордвы – мокши», аналогов которой нет в России. На 33 застекленных витринах с внутренней подсветкой было представлено 450 отреставрированных экспонатов: украшения, детали оружия, предметы быта коренного населения этих мест. В июне прошлого года выставку показывали в Пензе, где вызвала интерес и у обычных посетителей, и у историков.





Партнеры