Духовое братство

Губернаторский оркестр зажигает пять свечей

13 марта 2012 в 20:50, просмотров: 2104

Прошло всего каких-то пять лет, а представить себе знаковое, крупное мероприятие в Подмосковье без участия Губернаторского оркестра невозможно. Он успешно гастролирует по городам России и за рубежом. Участвовал в Конгрессе Международной конфедерации музыкальных сообществ. Лауреат множества международных фестивалей духовой музыки. С ним работают такие видные дирижеры и музыкальные деятели, как Дэвид МакКормик и Бёрг Браунинг (США), Глен Прайс (Канада), Йохан Мёзенбихлер (Австрия), Ервин Хартман (Словения). Успех оркестра огромен, и это явная заслуга художественного руководителя коллектива дирижера Олега Лебединского.

Духовое братство
фото: Юлия Гончарова

Поздравить Олега Викторовича с первым юбилеем мы пришли в Московский областной дом искусств «Кузьминки» и попали сразу на праздник оперетты, в атмосферу венского бала: наряды, танцы, шампанское...

До концерта еще час, артисты не начали и гримироваться, музыканты настраиваться, а Лебединский уже на сцене, за кулисами, проверяет все ли в порядке.

— Олег Викторович, ваш оркестр мы привыкли видеть на официальных мероприятиях, парадах, а тут вдруг оперетта, легкий жанр...

— Оперетта совсем не легкое искусство! Это очень серьезный, сложный жанр и в вокальном исполнении, и в симфоническом. Родная сестра оперы, которая ничем ей не уступает, а иногда и превосходит. Великие артисты, певцы в свои концерты обязательно включают арии из оперетт, в частности, Нетребко, Хворостовский. И музыка совсем не проста для исполнения, требует огромного напряжения сил и средств, а самое главное, профессионального музыкального вкуса. В нашем концерте «Праздник оперетты» звучит музыка Штрауса, Легара, Кальмана, Дунаевского... Мы духовой оркестр, а все произведения написаны были для симфонических. Поэтому вместо скрипок у нас используется сложной аранжировочный прием — перемешивание тембров кларнетов и саксофонов, получается ощущение скрипичной группы.

— Как у вас родилась идея составить программу из опереточных арий?

— Я не инициатор этой программы. Автор этого проекта — солистка нашего оркестра Татьяна Гришина. Она всю жизнь занимается опереттой, поет оперетту, живет опереттой — это ее детище. Сцена арий, музыкальный ряд, построение концерта, идея — все ее. Подготовка шла два года: был написан сценарий, отобраны музыкальные номера, составлены биографические справки о композиторах, проведена огромная исследовательская работа. Я счастлив, что в оркестре есть такая грамотная и думающая певица.

фото: Юлия Гончарова

— Этой зажигательной программой вы отмечаете пятилетний юбилей. А с чего все начиналось?

— Идея создания в Подмосковье своего оркестра буквально витала в воздухе, ее надо было просто реализовать. У ее истоков стояли недавно, увы, ушедшие от нас два творческих человека: художественный руководитель МОДИ «Кузьминки» Владимир Демин и начальник управления культуры областного минкульта, сам руководитель оркестра Роман Олексюк. Они просто спали и видели, чтобы в Подмосковье был единый методический центр, который бы занимался развитием духовой музыки в области. Стараниями Олексюка в Московской области более 80 духовых оркестров: самодеятельные, профессиональные, муниципальные. При безусловной поддержке Бориса Громова и Галины Ратниковой во главе этого духового братства был создан Губернаторский оркестр. Впервые мы выступили на всероссийском праздновании дней славянской культуры и письменности в Коломне в мае 2007 года. Всего лишь через несколько месяцев после создания коллектива.

— Какие функции выполняет ваш оркестр, каков репертуар?

— Прежде всего это протокольный оркестр. Мы играем на всех официальных мероприятиях, начиная с таких, как инаугурация губернатора Московской области, и участвуем практически во всех знаковых культурных событиях региона. Праздник на площади, открытие стадиона или дворца культуры, массовое мероприятие без духового оркестра невозможны. Коллектив успешно выступает с плац-концертами, что позволяет ему по праву называться маршевым оркестром.

Помимо этого мы играем разную духовую музыку, в том числе классическую, симфоническую, обращаемся к разным жанрам. У нас звучал Гендель — программа «Виват, Гендель, виват!» совместно с Академическим московским областным хором. В концерте звучали редко исполняемые произведения: Пассакалия g-moll, сюита «Музыка фейерверка», «Dixit Dominus» Psalm109. Звучали концерты Георгия Свиридова, программа в честь его юбилея — 95-летия. Программа «Вчера, сегодня и всегда» была посвящена Лолите Торрес — играли музыку Италии, Испании и Латинской Америки. Вместе с театром «Русский балет» поставили на открытом воздухе балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» — на реке Сестре.

Оркестр выступает очень часто. В прошлом году мы дали 89 концертов. Музыканты должны постоянно быть в форме, репетировать и играть. Вот, к примеру, в феврале у нас восемь концертных выступлений, в том числе в Колонном зале Дома союзов, в Доме правительства Московской области, в МОДИ «Кузьминки», в Крокус Сити Холле...

фото: Юлия Гончарова

— Как рождается программа?

— У нас в оркестре много молодых инициативных ребят. Средний возраст музыкантов 27–28 лет. Я счастлив, что работаю с таким коллективом, и идеи у них бьют через край. Дай бог нам это все реализовать. Ведь у нас не только есть духовой оркестр, а ансамбль волынщиков, ансамбль барабанщиков, хороший эстрадный оркестр. Ребята выступают в различных жанрах, придумывая и воплощая себе отдельные программы.

— Это сколько же у вас в штате человек?

— 80. Это связано с производственной необходимостью. Например, если мы на стадионе делаем дефиле, то нам необходимо выйти с двух сторон, навстречу друг другу, и каждая группа должна выглядеть зрелищно и играть профессионально. Несколько городов в Московской области получили от президента звания города воинской славы: Волоколамск, Дмитров, Наро-Фоминск... В них необходимо проводить парады, посвященные победе в Великой Отечественной войне, такие же, как на Красной площади. А так как других оркестров нашего уровня в Московской области нет, нам приходится участвовать во всех парадах одновременно, заменять и подменять друг друга.

фото: Юлия Гончарова

— Мы привыкли, что на волынках играют шотландцы...

— Это ошибочное мнение. Россия имела волынки, точно так же как Болгария, Испания, — это не прерогатива Шотландии. Это традиционный русский народный инструмент. От нас в Средние века вместе со скандинавами волынки просто ушли на Запад. А в России уничтожили скоморохов, извели все народное творчество, а волынки были еще в стрелецком войске.

— Кто играет у вас?

— Это молодые музыканты, учащиеся и выпускники консерватории, Гнесинской академии — лучших вузов России. У нас хорошая репетиционная база в Московском областном доме искусств «Кузьминки», прекрасный парк инструментов и самое главное — огромное желание у всех музыкантов творчески реализовываться. Наш оркестр, по сути, творческая лаборатория. Здесь получают путевку в жизнь молодые музыканты, дирижеры, композиторы.

— Молодежь хочет играть классическую музыку или их только рэп интересует?

— К нам в оркестр столько желающих попасть, что в очередь выстраиваются! В Московской области огромное количество музыкальных школ, и они нужны, востребованы. Я лично преподаю в музыкальном училище города Пушкино, там есть свой оркестр — 40 человек. Ребята по 14–15 лет, влюбленные в музыку, уже окончившие музыкальные школы.

— Олег Викторович, а как вы сами пришли в музыку?

— Я из семьи великих музыкантов. Моя мать преподавала фортепиано, отец — класс тромбона, поэтому моя дальнейшая дорога была предопределена с рождения. Музыкой я начал заниматься в 6 лет. Играл на скрипке, учась у замечательного педагога Павла Шольца, друга Давида Ойстраха, окончил музыкальное училище. Одновременно играл на духовых инструментах. Затем я поступил на факультет военных дирижеров при Московской консерватории, окончил его в 1968 году в звании лейтенанта. С военным оркестром я объездил весь Советский Союз. Сейчас я преподаю на родном факультете в звании профессора и счастлив, что могу передать свои знания, участвовать в воспитании не только артистов оркестра, но и военных дирижеров.





Партнеры