Плюс из Минусинска

В Москве проще увидеть театр из какой-нибудь экзотической страны, чем с окраин нашей родины

Что еще раз подтверждает — патриотизм у нас в основном на словах. Театр Наций после открытия своего исторического здания первым гастролером пригласил драму из Минусинска. Артисты с юга Сибири представили пьесу «Саня, Ваня, Римас» Владимира Гуркина, автора бессмертного произведения «Любовь и голуби».

В Москве проще увидеть театр из какой-нибудь экзотической страны, чем с окраин нашей родины
Галина Архипенкова и Елена Захарова.

Этот спектакль в прошлом году стал победителем на Фестивале театров малых городов России. О чем и сообщает со сцены перед началом Евгений Миронов. Его слова подтверждает уходящий министр культуры Александр Авдеев. А я думаю: вот зачем менять дельного министра, который, не будучи профессионалом на культурной ниве, сделал для нее значительно больше, чем другие, к тому же оказался порядочным человеком. Тем более что в самом министерстве ходят слухи о возможном кандидате — один хуже другого. Но не о них пока речь. За кулисами волнуются минусинцы: еще бы, гастролировали в Европе, в Японии, а в Москве — впервые.

Надо сказать, что этому театру уже 130 лет. Построили его на свои деньги купцы. И не зря вкладывались купчины — это стало понятно, как только начался «Саня, Ваня, Римас». Хотя «картинка» после московской сценографической роскоши показалась не просто скромной — наибеднейшей: стена бревенчатого дома, штакетник слева и справа — и за почти три часа она не двинулась с места. Никаких технологических чудес Минусинский театр не демонстрировал. Зато удивил, если не сказать больше, другим.

Пьеса Владимира Гуркина малоизвестна и в столичных театрах не шла, в отличие от его драматургического хита «Любовь и голуби». В «Сане, Ване, Римасе» вместо голубей — война. А любовь все та же — наотмашь, со страстями, местным колоритом. Сцена бабских разборок в паре сцен напомнила знаменитую потасовку между героинями Людмилы Гурченко и Нины Дорошиной: «Людк, а Людк, ты глянь на нее...». Деревня в Сибири. Колхоз. Лесосплав. Две семейные пары: одна бездетная (Саня и Ваня), у другой (Софья и Петр) — мал мала меньше. Есть еще свояченица (Нюра), у которой что ни год, то приплод. Да местный страж порядка — Римас Альбертович, литовец.

«Саня, Ваня, Римас» Владимира Гуркина

«Саня, Ваня, Римас» Владимира Гуркина

Смотрите фотогалерею по теме

Война только началась, повестки на фронт до медвежьего уголка необъятной родины еще не долетели. Поэтому у персонажей — мирный быт: банька, самогон, семейные посиделки с песней про казака. Невинные шутки про секс в животноводстве, хотя слово «секс» в то чистое время никто не употреблял (во всяком случае, в литературе). Просто Ваня (Игорь Фадеев) показывает своякам трюк — как бык кроет корову. Смотреть на это можно только со светлым чувством: советское далеко без цинизма и всеобщей злобы. Даже имя отъявленного негодяя — председателя колхоза — всплывает в общих разговорах как-то снисходительно: к гниде надо относиться как к любому земному гаду. И тут выясняется, что гнида не так уж безвредна: на веселых мужиков-тружеников он накатал донос — и их вот-вот заметут. Узнав об этом, милиционер Римас советует бежать на фронт — война всё спишет. Мужики бегут, а три бабы, заткнув уши, чтобы не слышать, как колотят в дверь те, кто пришел за их мужиками, отчаянно поют про казака. На высокой нервной ноте заканчивается первый акт.

В антракте идет обмен мнениями. Да, говорят, таких спектаклей в Москве теперь не увидишь. И так в Москве уже не играют. Не потому, что хуже или лучше, а именно так. Минусинск как будто откинул столичных театралов лет эдак на сорок—пятьдесят в другую страну — СССР, где, как со временем выясняется, не всё было плохо. Что касается театра — точно. Где играли, если верить легендам и уцелевшим очевидцам, как дышали. И даже не играли, а проживали чужую жизнь как собственную. Ту, которой сами никогда и не жили... Как удается сохранить это актерам из Минусинска, для многих так и осталось загадкой.

Кстати, актриса Галина Архипенкова на фестивале «Театров малых городов России» была отмечена как исполнительница главной роли. Да и других артистов стоило отметить: Игоря Фадеева, Дениса Энгеля, Александра и Елену Израэльсон, Елену Захарову. Во втором акте, когда развернется любовная драма и главной героине придется выбирать между хорошим милиционером Римасом и ее хорошим Ваней, внезапно объявившимся в деревне через четыре года после войны, в зале начнут хлюпать носами. А рядом со мной сидящая женщина не сможет сдержать слез. Потому что если любовь, то любовь, если поступок, то поступок — без подтекста, контекста... В общем, ручная работа, нетронутая синтетикой натура.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру