Каренин не по расписанию

Похоже, что самой популярной пьесой сезона станет «Каренин» Василия Сигарева

14 марта 2012 в 18:25, просмотров: 6190

Пока режиссер Сергей Соловьев ищет актрису на роль Анны в «Школе современной пьесы», МХТ им. Чехова уже представил современную версию знаменитого толстовского романа. Но не про грешную деву Анну,  а ее мужа Алексея Александровича.

На новой сцене на 90 мест задействованы не только профессионалы.

Каренин не по расписанию
фото: Михаил Гутерман

Молодая жена изменила немолодому мужу с молодым любовником, каждый из которых, включая ребенка, стал несчастлив по-своему. История банальная на все времена — излюбленный материал ток-шоу Андрея Малахова и его эпигонов. Молодой режиссер из Латвии Виестурс Мейкшанс, дебютировавший на российских подмостках, придал ей актуальность прежде всего за счет оформления в стиле хай-тек. Геометрия металлической стены и стеклянной перегородки безупречна. В жесткой конструкции мечется совсем не молодой мужчина в классической добротной тройке- костюме. По манерам, умению держать себя даже в пустой комнате — чиновник, государственное лицо, состоятельный господин. Коренаст, не красавец, но отрицательных эмоций не вызывает: надежный, основательный, бережливый, явно не мот и не специалист по зажиганию в жизни, а за таким бабы — как за каменной стеной.

Входит Анна: прикид из магазина «Дикая орхидея» — под платьем с гипюровыми вставками вызывающее белье. Безучастно равнодушный вид ее свидетельствует о том, что проблемы в семье — не ее забота. Муж — назойливая муха, сын Сережа — инструмент шантажа. К экранизированному в прошлом веке образу Анны (ее играла Татьяна Самойлова) мхатовский не имеет отношения. Хотя и история Художественного театра помнит Каренину-Тарасову. Ну кого же это сейчас волнует: «Сережа, мальчик мой!» — грудной измученный голос падшей женщины.

Не о падшей женщине речь. Сигарев с латышским режиссером подробно рассматривают мужчину — драматург в двух актах, режиссер — в одном, пожертвовав ради него подробностями в женской линии. На роль Каренина приглашен актер из Петербурга Дмитрий Шевченко (прежде играл в Александринке, теперь в основном снимается в кино). Уже по первой сцене видна сила и потенциал актера: он подробно и тщательно раскрывает своего Каренина, кажется, что каждое душевное движение, чувство рассматривает под микроскопом и предъявляет публике в увеличенном виде. Его реакция на измену жены, ненависть к ней, желание наказать, смятение — как будет выглядеть в глазах общества и своих собственных... доходит до прощения, отказа от самого себя. Нервно и терпеливо ведет Шевченко своего рогоносца по девяти кругам ада не по расписанию.

Но эта блестящая работа оставляет ощущение моноспектакля при все-таки относительно населенной постановке. Здесь есть и жена-изменщица, офицер Вронский, пара санитарок вместо одного доктора (они же позже станут бородатыми священниками), Лидия Ивановна, наперсница Каренина, и мальчик Сережа. И не вина Анны, что ее нет (студенческая работа Светланы Мамрешевой), — функцией ее сделал режиссер. Пожалуй, только о Полине Медведевой, играющей Лидию Ивановну, можно говорить как о равном и блестящем партнере Шевченко. Мальчик (Артем Фадеев), попавший на мхатовскую сцену после серьезного кастинга, весьма органичен и даже после первой сцены вызывает аплодисменты публики, но погружение ребенка как такового во взрослые, хоть и ненастоящие, серьезные разборки с обязательной для него по роли нервной реакцией лично у меня в таких случаях вызывает чувство неловкости и опасения: гонорар гонораром, а детская психика...

Вот кто в МХТ сделал сценическую карьеру, так это технический персонал. Если раньше у Кирилла Серебренникова (кстати, режиссер Мейкшанс — его протеже) буфетчицы в спектакле «Лес» были бессловесные, то здесь получили роли говорящих санитарок и, надо сказать, достойно справились с ними. Теперь остается ждать «Каренина» из «Школы современной пьесы».





Партнеры