«Бежар Балет» взошел над Мариинкой

Фурцева о нем говорила: «У него только секс да Бог, а нам ни того ни другого не надо»

30 марта 2012 в 18:05, просмотров: 5519

То тут, то там мелькают известные каждому приличному балетоману лица. Кого только нет в зале: Борис Эйфман, Начо Дуато, Микаэль Денар, Хосе Мануэль Карреньо, Диана Вишнева… Гастроли всемирно известной компании «Бежар Балет Лозанна» — главное событие проходящего в Петербурге фестиваля «Мариинский».

«Бежар Балет» взошел над Мариинкой
фото: Doron Chmiel

Это первый приезд бежаровского балета в Россию с тех пор, как не стало великого хореографа. Он умер в Лозанне в 2007-м, а 1 января 2012 года мир отмечал 85-летие со дня его рождения. Его наследник, нынешний руководитель труппы Жиль Роман, хранит наследие мастера, но не дает превратиться труппе в музей. На фестивале он показал новинку — свою недавнюю премьеру «Там, где птицы».

Балет представляет собой пластический ребус, навеян стихотворением Чень Шень Лая «Очарование жизни» и скульптурами Марты Пан, знакомой художницы Бежара, чьи работы выставляются по всему миру. Одна из них — «Равновесие» — задействована в балете. Это странный красный предмет на вращающейся оси, в котором зрители не сразу опознали... женский половой орган. В него, как в футляр, укладывается человек и вращается, точно космонавт в центрифуге. «Жизнь — смерть — перерождение — замкнутый круг — Инь и Ян — равновесие» — передает Жиль Роман содержание стиха и разгадку шарады.

Но главное событие гастролей — сам Бежар, его хореография. Работы, созданные великим балетмейстером в 60-х и 70-х годах, смотрятся очень современно. Конечно, чтоб танцевать бежаровское «Болеро» — знаковый спектакль-манифест, перевернувший историю мировой хореографии, — нужен харизматичный исполнитель. И чтобы хотя бы немного приблизиться к Хорхе Донну или Майе Плисецкой, надо обладать харизмой не меньшей, чем у Николя Ла Риша, заставившего в прошлом году на гастролях Гранд-опера с балетом «Болеро» биться в истерике чопорную публику Большого театра. Но и нынешняя исполнительница Элизабет Рос в Мариинке накалила страсти. И в ее исполнении было что-то магическое.

фото: gm press

«У него только секс да Бог, а нам ни того ни другого не надо», — сказала про Бежара тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, когда в 1978 году готовила первый приезд гремевшей по всему миру труппы в СССР. «Ведь только об этом думает Бог — о Человеке, Любви и Смерти» — строчкой Зинаиды Гиппиус можно описать темы бежаровских балетов. Строчкой или многостраничными философскими трактатами: Бежара всегда привлекала философия, и сын французского философа Гастона Берже (Бежар — псевдоним) вволю философствует в своих балетах.

В этом ряду и показанный на гастролях балет «Что рассказывает мне любовь». Так названа шестая часть Третьей симфонии Малера. На музыку из этой симфонии и поставлен балет с таким же названием. Христианская тема Благовещения развивается в «Кантате 51» на музыку Баха — хотя балет, в общем-то, в духе баланчиновского неоклассицизма и его бессюжетных одноактовок. Но все это, в сущности, не так важно. В балетах легендарного балетмейстера, показанных в рамках фестиваля, прослеживается невероятное единство хореографического текста и музыки. А также использование, в общем-то, простых хореографических движений и создание на их основе красивейших и сложнейших хореографических форм. Их можно было бы сравнить с дифференциальными уравнениями, если бы высшая математика и этот хореограф не были бы так далеки друг от друга.

Санкт-Петербург.





Партнеры