800 тысяч за «цистерну»

Премию «Инновация» вручили за произведение, которого не существует

4 апреля 2012 в 16:28, просмотров: 4100

Госпремия в области современного искусства на этот раз обошлась без политики. Большинством голосов жюри признало лучшим произведением визуального искусства проект «Цистерна» архитектора и художника Александра Бродского, который преобразовал пространство заброшенного коллектора изнутри. За инсталляцию, которая существовала всего две недели, художник получил награду размером в 800 тысяч рублей.

800 тысяч за «цистерну»
фото: Мария Москвичева

За церемонией вручения премии «Инновация» наблюдают люди в ярко-белых комбинезонах прямо с улицы, через окно во всю стену. В центре дизайна Artplay — все сливки художественного сообщества: глава Академии художеств Зураб Церетели, которому почетная «Инновация» достается «За поддержку современного искусства» (основал первый госмузей современного искусства — ММСИ), и супруги-концептуалисты Елена Елагина и Андрей Макаревич — им «Инновацию» (и 600 тысяч рублей) присуждают «За вклад в современное искусство».

25 номинантов, чьи работы были отобраны экспертным советом из 305 заявок, томятся в ожидании. Победителю номинации «Кураторский проект» (где призовой фонд 500 тыс. руб.), правда, не пришлось волноваться в прямом эфире. За Виктора Мизиано, организовавшего выставку-исследование «Невозможное сообщество», приз получила художница Лиза Морозова, одна из участниц его выставки. Проект собрал 35 авторов, которые попытались ответить на вопрос: возможно ли «в эпоху омассовленной коммуникации» выстроить «автомоторные зоны общения»? В номинации «Теория. Критика. Искусствознание» лауреатом стал Андрей Фоменко: за монографию об авангардной фотографии 1920–1930-х гг. (500 тыс. рублей). Несколькими внеконкурсными призами также отметили труд Ольги Шишко «Расширенное кино». Лучшим региональным проектом (400 тыс. рублей) признан международный проект «Анклав» из Калининграда. Польские и российские художники месяц жили и работали в арт-резиденции, чтобы создать альтернативную картину города, географически отрезанного от остальной части РФ.

Победительницей в номинации «Новая генерация» (200 тыс. рублей) стала Таус Махачева, погрузившаяся в субкультуру уличных гонщиков. 28-летняя художница тюнинговала и собственную машину чехлами из старых советских шуб, купленных на барахолках. В отличие от ночных гонщиков, она и днем по городу каталась на броском авто. И все же самым сложным для жюри оказалось определить главного победителя.

В самом деле, что важнее — освобождение от всего земного и материального Андрея Кузькина, который запаял все вещи, до последней бумажки и волоска, в металлические ящики? Или осмысление математической теории с помощью вязания на спицах екатеринбургской группы «Куда бегут собаки»? Или рефлексия по прошлому Витаса Стасюнаса?.. Важнее оказался проект Александра Бродского «Цистерна». Архитектор открыл и преобразовал с помощью лайт-боксов загадочное пространство заброшенного коллектора. Теперь там действует галерея современного искусства.

— Здорово получить премию за работу, которой уже нет, — сказал Бродский. — Проект существовал неделю официально и неделю — нелегально. Так что пройти и проверить качество сейчас нельзя...

 





Партнеры