В Марселе не обошлось без нечистой силы и тулупов

Фестиваль русского искусства закрылся «Ночью...»

8 апреля 2012 в 16:47, просмотров: 2106

При плюс 20 в Марселе можно, конечно, обойтись и без тулупов. Но их продолжают выгружать в числе прочих костюмов и декораций возле театра Турски, что расположен в стороне от исторического центра — старого порта. Здесь пошла последняя неделя Фестиваля русского искусства, который закрывает Московский театр им. Гоголя своим спектаклем «Ночь перед Рождеством». Названьице явно не по сезону, но зато одно из лучших в афише столичной труппы. С подробностями из Марселя — обозреватель «МК».

В Марселе не обошлось без нечистой силы и тулупов
фото: Геннадий Черкасов

Этот фестиваль — 17-й по счету.

— И, увы, может стать последним, — говорит мне его основатель Ришар Мартен, руководитель театра Турски и президент Ассоциации средиземноморских театров. Это он еще в 1995 году «заболел» русским театром, когда на фестивале в Каире случайно увидел спектакли Московского театра на Покровке. Тогда Сергей Арцыбашев был еще в отличной форме, делал интересные спектакли и не думал возглавлять театр Маяковского, а Маяковка, в свою очередь, не рассматривала Арцыбашева как своего будущего худрука, которого потом же и изгнала.

Как бы там ни было, но именно арцыбашевские спектакли вдохновили Ришара на то, чтобы увлечь своей идеей местные власти и начать пропагандировать русское искусство в Провансе. И где? В портовом городе Марселе, который по части театрального искусства однозначно проигрывает своим ближайшим именитым соседям — Авиньону, с его старейшим театральным фестивалем, и Экс-ан- Провансу, с его авторитетнейшим оперным смотром. Разве что в изготовлении знаменитого супа буабеза Марсель до сих пор никто не превзошел. Но фестиваль Ришара Мартена к кулинарному шоу имеет весьма отдаленное отношение.

Но, как говорят у нас, не место красит человека, а человек — место: замечу, русское искусство в массы внедряет не русский человек, а француз, который если полюбил, то... Например, он влюбился в фильмы Эмиля Лотяну — и тут же объявил, что нoвое здание театра, что строится рядом, будет носить имя Лотяну, которого и в глаза не видел. Этот сумасшедший француз, когда городские власти в 2004 году лишили фестиваль субсидий, сумел своими силами и силами своей команды каждый год привозить в морской город русские спектакли. За 17 лет здесь выступили: театр Ленсовета и театр на Литейном, театр им. Качалова из Казани, Марк Розовский с труппой, Ермоловский театр, «Сфера». И вот — труппа театра имени Гоголя, с гоголевской историей про силу любви и нечистой силы. «Вечера на хуторе близ Диканьки» легли в основу музыкально-драматического сочинения Сергея Яшина.

Зал полный, и по лицам и языку понятно, что русской публики пришло процентов 10.

— Месяц назад в Лондоне играли, так там одни русские были, — рассказывает Сергей Яшин. — А здесь второй раз (в 2008 году привозили «Бешеные деньги») — та же картина, как теперь...

В этом как раз нет ничего удивительного: Марсель по популярности у наших соотечественников ни в какое сравнение не идет с Лондоном, Парижем, Ниццей или Нью-Йорком. Точной статистики зарегистрированных в Марселе россиян нет. Говорят, что-то около 3000 тысяч живут и работают, но не все они спешат зарегистрироваться в российском консульстве. Некую ясность в этот вопрос хоть как-то внесли выборы 4 марта. В общей сложности в Марселе и Ницце за Путина проголосовало 259 человек, а за Прохорова — 288.

А за сценой все налажено, только жарко. И артистов жалко: многослойные костюмы, салопы, тулупы — Елена Качелаева свою фантазию проверила этнографической точностью.

— Жалко мне вас, — говорю я артисткам, которые готовятся к выходу.

— Это ерунда по сравнению с тем, что было два года назад, — говорит Катя Айсина. — Мы обычно первыми в Москве сезон открываем — в начале августа, а тогда жара под 40 стояла и смог. Выходим на сцену, а в зале 50 энтузиастов, и они смотрят на нас, как на галлюцинацию в шубах...

— Динь-дон, динь-дон, но настанет час: придет Христос, он согреет нас! — поют со сцены, хороводы водят. На сцене уже вовсю разворачивается история про царские черевички, искушение нечистой силы, не устоявшей перед силой любви. Публика не может не оценить зажигательные танцы, красивые слаженные голоса, интересную музыку Алексея Черного и комедийные пассажи, которые разыгрывают Владимир Прянчик, Александр Хатников, Ирина Выборнова, Андрей Андреев, Катя Айсина, Анна Гуляренко, Ирина Шейдулина, Алексей Сафронов и другие — человек 20 на сцене.

Вообще, «Ночь перед Рождеством» — исключительный спектакль, когда не художник шел за режиссером, а идея художника повела постановщика. Декорация роскошна в любой точке мира и при любой погоде. Елена Качелаева использовала народные мотивы, но при этом оформила спектакль с большой фантазией: лубок, но очень изысканный. Петербург представлен вышитым на дамских кринолинах и вертюгатах трех огромных кукол-фрейлин, опустившихся сверху на тросах на сцену. И публика, конечно, зашлась от восторга при виде звездного неба, по которому летел, оседлав наглого черта, влюбленный кузнец Вакула. Что особенно ценно — не прибегая к новым технологиям, Качелаева представила театр в его простом, рукотворном виде. Черное полотно, все усыпанное светилами, волнами раскачивали вручную, а нарисованные звезды, отражаясь в огромном зеркале, создавали ощущение космоса.

Пока идет спектакль, Сергей Яшин рассказывает мне о новой работе. Это спектакль о Ван Гоге — по пьесе Ольги Кучкиной «Мистраль».

— Вот почему я ездил в Арль, — говорит он. — Оказалось, что он в Арле и года не прожил: в 1888-м приехал, а в 1889-м его уже увезли. Нигде не учился живописи и рисовал-то всего семь лет. За всю жизнь не продал ни одной картины, нищета ужасная была. И вся пьеса посвящена приезду Гогена к Ван Гогу. Премьеру сыграем в конце апреля.

Состоится ли Фестиваль русского искусства в Марселе в следующем году? На этот вопрос пока трудно ответить, но месье Мартен обещает сохранить его даже в самом скромном виде.

Марсель.




Партнеры