Дело «Аквариума»

Рок-группа отметила юбилей в 4000 лет

8 апреля 2012 в 19:58, просмотров: 2918

Юбилейный концерт рок-группы «Аквариум» стал главным культурным событием уикенда. Формально группа отмечала 40 лет существования, но на афишах был зафиксирован новый факт — 4000 лет. За 40 лет помимо 29 «естественных» альбомов группа выпустила несчетное количество побочной продукции в виде антологий, компиляций, синглов, саундтреков и тому подобное. Понятно, что песен, бесконечно любимых и ожидаемых публикой, у группы было столько, что в двухчасовой хронометраж концерта не впихнешь даже ногой. Но все равно, как это обычно происходит, каждый надеялся услышать именно свой набор классического «Аквариума» или хотя бы некий юбилейный срез всех периодов творчества группы. Но БГ решил сыграть свой собственный набор классического лично для него «Аквариума», в связи с чем треклист (для ретроспективы) вышел весьма неожиданным.

Дело «Аквариума»
фото: Сергей Феклюнин

Несмотря на истинно народный статус группы «Аквариум», песни Гребенщикова понятны далеко не каждому, кто говорит на русском языке, так как порой поэзия рок-музыканта опускается в известные только ему одному смысловые глубины (или поднимается в заоблачные дали). Творения БГ отчетливо делятся на общедоступные и те, понимание смысла которых требует иногда даже групповых обсуждений. Например, композиция «Тайный узбек» с прошлогоднего альбома «Архангельск» до сих пор вызывает у поклонников группы жаркие споры: «Кто это — тайный узбек? И о чем эта песня?»

Гребенщиков достиг такого уровня обобщения природы различных социальных явлений в слиянии с чистым юмором, что в Интернете была рождена шутка: мол, Гребенщиков с Пелевиным сначала встречаются, придумывают новый концепт контркультурной действительности, а потом расходятся по своим углам: один альбом писать, другой — книжку... Так вот, за эпизодическими исключениями, концерт в честь сорокалетия группы состоял сплошь из таких космических контркультурных «прогонов», родом в основном из ХХI века. Наиболее приземленная часть публики уходила с концерта в легком недоумении. Никакого тебе «Вперед, бодхисатвы», «Человека из Кемерова», хотя были и «Растаманы из глубинки», и «Стаканы». Но обычного для юбилеев «старья» звучало крайне мало, хотя «Дубровский» и «Змея» были!

Два раза БГ даже серьезно напугал публику. Один раз после исполнения: «Восемь тысяч двести верст пустоты — а все равно нам с тобой негде ночевать. Был бы я весел, если бы не ты. Если бы не ты, моя родина-мать». Спев песню «8200» в самом начале концерта третьим номером, Борис Борисович заявил, что после этого, собственно, больше и петь нечего, так как сложно что-то еще добавить. Зал напряженно затих... А вдруг и вправду сейчас развернется и уйдет?! Но не тут-то было; пообещав впереди большую необычность: «Сегодня происходит великое событие, я скажу о нем чуть позже!» — оркестр под руководством БГ дал туш и врезал нечто невообразимо прекрасное.

«Великим событием» и вторым серьезным испугом оказалось вовсе не «деньрожденьский» вынос на сцену огромного торта или чего-то подобного, как можно было ожидать. Важность юбилея БГ нивелировал еще в начале мероприятия. Под видом «великого» на сцене было изображено не вполне продуманное хулиганство. БГ стал рассказывать публике, что ровно 720 (цифра не прошла проверку на точность) лет назад в Париже был сожжен последний магистр ордена тамплиеров Жак де Моле, и вот якобы от него остались некие тайные записки, в которых говорится, что ровно через 720 лет человечество изменится, что-то куда-то развернется, перевернется, от чего-то проснется, — в общем, после этого уже никогда не будет так, как было до. Казалось, сейчас на сцене появится друг Гребенщикова, безумный авангардист Сергей Курехин. Как минимум дух его в этот момент точно летал где-то рядом. Потому что далее Гребенщиков вместе с остальными музыкантами принялся падать на колени и молиться, кланяться игравшей на чем-то похожем на волынку девушке, а ударник запел в микрофон голосом Стинга. После непродолжительной звуковой какофонии все это «безобразие» закончилось. Великое событие свершилось! Видимо, БГ читает «Пражское кладбище», новый роман Умберто Эко, которым упивается сейчас вся продвинутая интеллигенция; в романе присутствует история с Жаком де Моле, иначе не объяснить внезапное «всплытие» в концерте «Аквариума» именно этого персонажа.

БГ не отпускали, 40 минут он честно играл на бис и под конец вогнал в транс добрую половину зала, который, кажется, дышал по мановению руки музыканта. «Отец родной!» — кто-то истошно кричал с галерки. «Вы сегодня прекрасны», — отзывался Борис Борисович, улыбаясь.




Партнеры