Диана в лабиринте минотавра

Мариинка есть Мариинка

10 апреля 2012 в 20:10, просмотров: 2678

Какие бы спектакли ни привезла в Москву всемирно известная труппа — их всегда ожидает аншлаг. Нынешние трехдневные гастроли в рамках золотомасочной программы «Премьеры Мариинского театра в Москве» включали в себя поставленный для Парижской оперы 18 лет назад знаменитый балет скандально известного французского авангардиста Анжелена Прельжокажа «Парк», а кроме того три одноактовки, пополнившие афишу театра за последний год.

Диана в лабиринте минотавра
фото: Наталья Разина

Из всех балетов, привезенных петербуржцами на соискание «Золотой маски», эксперты отобрали собственно только «Парк». Московские же балетоманы имели редкую возможность сравнить балет питерского производства с «Парком», «высаженным» парижанами на прошлогодних гастролях балетной труппы Гранд-опера. Причем сравнение было не всегда в пользу французов.

Навеянный литературой эпохи Просвещения балет со всеми входящими в него тремя частями служит по сути лишь прелюдией к любовно-эротическому дуэту всепоглощающей страсти, который является одновременно кульминацией и окончанием спектакля. Венчающий это действо самый долгий в истории балета поцелуй — фирменный знак, прославивший хореографа далеко за пределами Франции. Любовники намертво впиваются друг в друга губами, и в таком положении, почти без помощи рук, минуты полторы герой кружит любимую в воздухе. В дуэте мариинская прима Диана Вишнева (выдвинута на «ЗМ» за партию в этом балете) и молодой танцовщик Константин Зверев выдали такой градус взаимодействия и «химии», выплеснули на зрительный зал такой накал эмоций и страстей, что забыть этот спектакль вряд ли удастся.

Удачно выразить различные оттенки эротических переживаний и сопутствующих им женских комплексов Диане Вишневой удалось и в хореографии легендарной основоположницы американского танца модерн Марты Грэм. Задача была не из простых: до Вишневой осваивать непривычную модернистскую технику Грэм балеринам-классичкам не приходилось, а из русских танцовщиков-мужчин на этом поле отметились разве только Нуреев и Барышников.

Двумя другими балетами, включенными в вечер одноактовок, Мариинке хвастаться не стоило. Набором банальностей и штампов оказался балет Эмиля Фаски «Simple things» («Простые вещи»). О том, что его героиней является Жанна д`Арк, можно было догадаться разве только по французским лилиям, которые высвечивались на сцене. Раскрывать с помощью хореографии какие-то идеи или апеллировать к человеческим чувствам не предполагал и Бенжамин Мильпье (муж Натали Портман) в созданном 4 года назад (т.е. еще до выхода фильма «Черный лебедь», в котором он выступил хореографом и актером) одноактном балете. Перенесенная в Мариинку вещица так и называлась — «Without» («Без слов»), но смотрелась несколько привлекательнее сочинения этого хореографа, представленного на последних московских гастролях труппой Американского балетного театра. Стоит, однако, пожалеть отличных мариинских артистов (среди прочих в этих двух балетах заняты Владимир Шкляров, Алексей Тимофеев, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова), вынужденных растрачивать свой недюжий талант в таком репертуаре.



Партнеры