Кино растет на дереве!

На Фотобиеннале-2012 — выставки Ингмара Бергмана и Аркадия Шайхета

18 апреля 2012 в 19:16, просмотров: 1601

В зале Дома фотографии выросло дерево с железным стволом и экранами вместо листьев. На них мелькают кадры из фильмов Ингмара Бергмана, знаменитого кинорежиссера, который ушел из жизни пять лет назад. Последние годы из окна своего дома на острове Фора, затерянном в Балтийском море, он тоже наблюдал дерево, правда, живое. Так что Бенгтом Ванселиус, который много лет работал вместе с режиссером, решил именно так показать философию Бергмана, дух его кино.

Кино растет на дереве!
фото: Мария Москвичева

«Человек, который задавал вопросы» — так называлась одна из статей, которая вышла, когда скончался Ингмар Бергман. Так же Бенгтом Ванселиус озаглавил и выставку, которая открылась в рамках Фотобиеннале-2012. Вопросы и ответы на них зритель может найти на дереве-инсталляции, где мелькают кадры из 32 фильмов знаменитого шведского кинорежиссера.

— Прямо за деревом вы видите длинную фотографию побережья. Каждый день Ингмар смотрел на этот берег, море и дерево из окна своего дома на острове Фора, где режиссер жил, когда не снимал кино, — говорит г-н Ванселиус, который выступил и куратором выставки.

Но не только любимый пейзаж режиссера, кадры из его фильмов и сложную экзистенциальную философию найдет зритель на выставке автора картин «Седьмая печать», «Сквозь тусклое стекло», «Персона» и «Шепот и крики». В отдельном полутемном зале можно увидеть, как работал режиссер. Здесь — фотографии, сделанные во время съемок фильмов «Фанни и Александр», «Осенняя соната», «Земляничная поляна» и «Седьмая печать». Глядя на то, как герой картины «Летняя интерлюдия», сжавшись в уголке, напряженно и любовно наблюдает, как репетирует балерина, сложно побороть желание кинуться пересматривать Бергмана взахлеб...

Смотрите фоторепортаж по теме: Кино растет на дереве!
20 фото

Другая премьера Фотобиеннале переносит зрителя в советское прошлое — в годы «великого перелома», индустриализации, коллективизации, свертывания нэпа, введения пятилеток и начала страшного времени репрессий. Фотограф Аркадий Шайхет зафиксировал все это на пленке.

— Предыдущая выставка Аркадия Шайхета была похожа на успокоение после революции. На нынешней — зафиксированы устремления людей, которые наконец смогли почувствовать стабильность, когда появились личные автомобили, заработала промышленность, заводы. На третьей выставке мы покажем следующий этап, связанный с развитым социализмом, — говорит внучка фотографа Мария.

Архив Аркадия Шайхета действительно велик и богат на снимки, сделанные на грани дозволенного. Вроде бы в кадре — классические темы того времени: открытия заводов, рабочие, новенькие тракторы и автомобили, только что сошедшие с конвейера... Шайхет снимает безоценочно, фиксируя тот технический прорыв, который случился в новой стране. Его фотографии — живые, настоящие. Чего только стоит чернолицая калмычка, курящая трубку... В то же время Шайхет снимал первые судебные процессы, которые скоро станут обычным явлением сталинской эпохи. На них судили (если обвиняемые доживали до заседания суда) инженеров и промышленников, которые якобы занимались вредительством, создавали подпольные организации — словом, вели антисоветскую деятельность. Сочетание этих контрастных тенденций в то время «великого перелома» показал фотограф Шайхет.

Выставки организованы при поддержке Ahmad Tea и Росбанка.




Партнеры