Жизнь на шестой передаче

Известные режиссеры сняли кино о том, что «Некуда спешить»

19 апреля 2012 в 18:55, просмотров: 1591

Шесть режиссеров — Бондарчук, Хлебников, Котт, Буслов, Лунгин-мл., Осипьян и пестрая актерская компания сняли пять коротких историй. Минут на 7–8 каждая. Объединило все одно слово — «скорость». Такой любопытный кинопроект затеяла Госавтоинспекция МВД России и общественная организация «Движение без опасности». Цель проекта — ненавязчиво объяснить водителям, что спешка на дороге крайне опасна.

Жизнь на шестой передаче
Ксения Раппопорт в новелле "Спасительный туннель".

— Скорость — ключевая причина всех бед, которые происходят на дорогах, — рассказала «МК» президент организации «Движение без опасности» Наталья Агре. — Мы призываем к тому, чтобы люди правильно выбирали скорость и вообще задумывались о ней. У нас было психологическое исследование, на котором выяснилось, что среднестатистический водитель превышает скорость на 20 км/ч, считая, что это нормально.

Справка МК Справка "МК"

Лишь 2 минуты в городе выиграет водитель, преодолевающий средний городской маршрут (около 20 км) со скоростью 80 км/ч вместо разрешенных 60 км/ч.

При ДТП на скорости 30 км/ч риск смертельного исхода для пешехода — 5%, при 50 км/ч — 40%, а при 65 км/ч — уже 84%.

Падение с восьмого этажа равнозначно травмам, полученным непристегнутым человеком при столкновении на скорости 80 км/ч. При 60 км — травмы аналогичны полученным при падении с пятого этажа, а при 40 км/ч — со второго.

На съемки отвели один весенний месяц. Проект социальный, так что внушительные гонорары не предусмотрены. Все киноновеллы — авторские: режиссерам дана полная свобода, ограниченная лишь временем и общей идеей: «некуда спешить» ни на дороге, ни в жизни. Сценарий каждый режиссер писал сам. Как признался «МК» Владимир Котт, «короткометражное кино — это как небольшое стихотворение, и режиссер должен сочинить его сам». Поэтому все истории получились совершенно непохожие друг на друга. У Федора Бондарчука сюжет вышел современный («Потише, мам», в главной роли — Алиса Хазанова), у Котта — лиричный и трогательный («К Элизе»), у Бориса Хлебникова — в стиле немого кино прошлого века («Спасительный туннель» с Ксенией Раппопорт и Марией Шалаевой).

У Владимира Котта съемка на натуре пришлась на 8 марта. На улице стоял дикий холод, а главная героиня — замечательная актриса Людмила Аринина (а лет ей, скажем шепотом, ни много ни мало — 85!) прогуливалась по ледовому катку в тоненьком пальтишке и осенних ботиночках, время от времени удаляясь в гримерный вагончик — согреться горячим чаем. И опять на лед — учить внучку кататься на коньках.

— У меня кино не про движение, а про состояние остановки, — поведал режиссер. — Мы все куда-то торопимся и не замечаем самого главного — того, что находится рядом с нами. А иногда надо просто остановиться, оглянуться и, может быть, заново научиться ровно дышать. Людмила Аринина — героиня из фильмов моего детства. А история про то, что внучка заново обретает свою бабушку. Очень жестокая девочка Лиза, этакое «чучело», благодаря бабушке, которая ждет любви от внучки, становится более сердечной. В прошлом бабушка была великой фигуристкой, а девочка ничего не знает о заслугах бабушки.

— За скорость у вас отвечает девочка?

— Конечно. Бабушке-то некуда спешить, потому что она уже жизнь прожила. Получилась хорошая семейная история.

Самому Владимиру Котту статус многодетного отца (у него трое детей) не позволяет экспериментировать со скоростью на дороге, и за много лет водительского стажа у режиссера не было ни одного штрафа за превышение скоростного режима.

Тем временем у Петра Буслова (новелла «Солярий») съемочная группа изнывала от жары — на съемке в павильоне припекали раскаленные софиты. Актер Сергей Бадюк, сыгравший тут одну из ролей, рассказал:

— Я состою в байк-клубе уже много лет, и каждый год из моего окружения погибают по 20 человек — это только тех, кого я знаю близко. В прошлом году разбился один из моих самых близких друзей — он остался инвалидом: ему оторвало ногу и он почти потерял правую руку. Он восстановился, занимается спортом, но он прошел через массу тяжелейших операций. И все это — из-за скорости.

— А вы в каких отношениях со скоростью?

— Я крайне внимательно езжу, всегда надеваю шлем и пропагандирую аккуратную езду. Режиссер Петя Буслов знал, что я спортсмен, занимаюсь единоборствами, и позвал меня в картину. Я играю спортсмена, который погиб на ринге. В общем, спешить не надо не только на дороге. Мы же сейчас живем в Москве на 6-й передаче. А надо переключиться на 2-ю, 3-ю, посмотреть по сторонам, вспомнить, как зовут детей, съездить за грибами, подарить цветы жене...

Герой актера Михаила Евланова торопился, бежал от себя к огромной любви, но сорвался и упал. Воспоминания о том съемочном дне у актера не слишком радостные, но режиссер Буслов тут ни при чем:

— В тот же вечер, в конце последнего съемочного дня, я оказался в больнице: мне сделали операцию — вырезали аппендицит...

Режиссер Борис Хлебников сначала хотел отказаться от предложения продюсера киноальманаха Артема Васильева. Идей не было, а делать современную историю, которая стала бы слишком явной социальной рекламой, бесполезной агиткой, не хотелось. Но история неожиданно сложилась — немое кино про барабан и людей. Получилась гротескная комедия положений с клоунскими ситуациями, снятая в духе 20-х годов прошлого века.

На Ксению Раппопорт дорога действует успокаивающе — как она говорит, вынимает из головы половину лишних мыслей: «Когда человек садится за руль и понимает, что нужно спешить, его состояние добавляет к скорости 10–20 километров. Но когда внутренне ты никуда не торопишься, успеваешь намного больше, чем если куда-то несешься в панике с выпученными глазами. Еще я всех пешеходов хотя бы ненадолго посадила бы за руль, потому что, только оказавшись за рулем, понимаешь, насколько безобразно ведут себя не только водители, но и пешеходы».

Актриса Мария Шалаева тоже уверяет, что она — ответственный водитель, потому что возит своих детей и не нервничает в пробках. Воспринимает их как естественную вещь: «Я спокойно стою и специально не пропускаю тех, кто лезет из второго ряда. Иногда я даже выхожу из машины и говорю: „А что, вы спешите больше всех?“. Недавно была ситуация, когда из-за этого меня даже догоняли — с охраной и жестами показывали что-то...».

Солидарен с авторами проекта и актер Сергей Пускепалис, считающий, что лихачество на дорогах — это проявление эгоизма.

— Сергей, вы сыграли инспектора ДПС. Ваши ощущения от роли?

— Ну, холодно было в этой степи, луна светила. Слишком быстро сняли, чтобы успеть все прочувствовать. История, которую мне предложили Осипьян и Лунгин, довольно тяжелая, грустная: о любви, которая, не успев случиться, сразу закончилась.

Премьерный показ киноальманаха «Некуда спешить» пройдет в Москве. Потом социальный проект отправится путешествовать по городам России: в Тверь, Ростов, Тулу... После чего фильм будет выложен в Интернете в открытом доступе.

 



Партнеры