Нью-Йорк глазами Ай Вэй Вэя

Портрет мира — в объективе Вима Вендерса

На Фотобиеннале-2012 — одна из заключительных и весьма значимых премьер. Одна фотовыставка переносит зрителей в Нью-Йорк 80–90-х — в его музеи и трущобы, на рок-концерты и в захудалые квартирки… По ним мы путешествуем вместе с автором снимков, ныне одним из ведущих художников мира, китайцем Ай Вэй Вэем. Другая выставка — тоже итог странствий, только не по отдельно взятому городу, а по планете. Бескрайней и непостижимой она предстает в объективе знаменитого немецкого режиссера и фотографа Вима Вендерса.

Портрет мира — в объективе Вима Вендерса

Ай Вэй Вэй занимает первую строчку в рейтинге «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» журнала «ArtReview» и 24-е — в списке самых влиятельных людей мира по версии журнала «Time». За ним пристально следят власти КНР, которых он не раз критиковал в инсталляциях и арт-проектах. А мировая художественная общественность боготворит художника.

Но все было не так, когда в начале 1980-х годов 26-летний выпускник Пекинской киноакадемии, уже тогда опасаясь преследования властей, приехал в Нью-Йорк. Десять лет, которые Ай Вэй Вэй прожил там, стали для его творчества во многом решающими, ведь именно в Нью-Йорке он познакомился с произведениями поп-арта и концептуализма. Теперь снимки, которые тогда художник делал ежеминутно, представлены на Фотобиеннале в Мультимедийном Арт музее.

На них мы видим Нью-Йорк глазами Ай Вэй Вэя — с ним ходим по музею, следим за работой китайцев-эмигрантов, разносящих пиццу и чистящих обувь, слоняемся по рок-концертам, митингам. В объектив Ай Вэй Вэя попали самые разные персоны — от обнаженных лесбиянок, отстаивающих свои права, до бомжей и Билла Клинтона. Но главный герой фоторепортажа длиною в десять лет — сам автор. Он не стесняется камеры — вот он обнаженный сидит на унитазе, валяется на кровати, делает из вешалок портрет Дюшана, чьи работы так понравились ему в Музее современного искусства... Того Нью-Йорка, что отпечатался на фотографиях Ай Вэй Вэя, уже нет. Нет и многих героев, застывших на снимках. Но мир, запечатленный Ай Вэй Вэем, есть и хранит в себе особое артистическое обаяние, юность художника и субъективную действительность, которая превратила его в одного из ведущих художников мира.

В другом зале музея совсем иные фотографии — панорамные, необъятные. Их сделал ровесник Ай Вэй Вэя, знаковая фигура среди режиссеров Нового немецкого кино 1970-х годов, лауреат Каннского фестиваля (за фильм 1984 года «Париж. Техас») Вим Вендерс.

— Первую фотокамеру ему подарил отец. Но свои работы Вим Вендерс до последнего времени не показывал, — рассказывает основатель Фотобиеннале Ольга Свиблова. — Хотя фотографы часто появлялись в его фильмах, даже в качестве главных героев. В одном из них главный герой ведет диалог со смертью...

А серия «Фотографии с поверхности Земли» — скорее диалог со Вселенной. На огромных снимках нет людей, только следы их жизнедеятельности — дороги, дома, улицы. Рядом снимки мест, не тронутых человеком, — кратеры, пустыни... Эти кадры, сделанные во время путешествий по Германии, Австралии, Америке, Кубе, Израилю и Японии, необъяснимым образом стирают границы между городским и природным пространством.

Выставка АЙ ВЭЙ ВЭЙ организована при поддержке ОАО «Новатэк».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру