Ростропович квартируется у Чайковского

Центр великого маэстро откроется вскоре на Кудринской площади

От Мстислава Ростроповича остался масштабный архив — и это не только документы (вещи, награды, костюмы, виолончели Амати/Сториони), связанные с маэстро непосредственно, но и эпистолярные артефакты (дневник цесаревича Алексея 1917 года, дело Распутина, 34 письма Чайковского, автографы Римского-Корсакова, Балакирева etc.), приобретаемые Ростроповичем в разные годы по всему миру. Где всё это хранить, разбирать, а тем паче народу показывать? Минкульт (вместе с Галиной Вишневской и ее дочерьми) придумали так: новый Центр Ростроповича разместится на Кудринской площади в нынешнем Культурном центре им. Чайковского.

Центр великого маэстро откроется вскоре на Кудринской площади
Александр Авдеев, Галина Вишневская и ее дочь Ольга

О центре культурного наследия Мстислава Ростроповича обмолвился еще Владимир Путин на открытии памятника маэстро в Брюсовом переулке. Не прошло и полмесяца — нате, пожалуйста: собирают прессу, помещение найдено. Суть такая: Культурный центр им. Чайковского (около 2000 кв. метров на «Краснопресненской») является филиалом музея музкультуры им. Глинки и располагается на территории старинной городской усадьбы, которую — что интересно — федеральный музей арендует у города. В самом же Центре 230 кв. м заняты под мемориальную квартиру Петра Ильича, но, в основном (1800 кв. м), это сменные экспозиционные площади (не считая музыкального салона), и вот их-то теперь займет архив Ростроповича—Вишневской, который , как подчеркивается,  так и останется частным. Хотя Минкульт полностью берет на себя ответственность за охрану, климатизацию, страхование.

Название Центра, высеченное на фасаде (то есть — «им. Чайковского») останется прежним. Будет ли бюст Ростроповича (внутри или снаружи) — пока вопрос, но «если будет, то очень хороший».

Галина Павловна и ее дочь Ольга

— Хочу проинформировать, — сказал г-н Авдеев, — что Правительство Москвы передает Центр им. Чайковского на баланс федерации. Кроме того, здесь зарезервирован небольшой земельный «пятачок» для последующего развития — и там будет выстроена «вторая очередь» (на 3-5 тыс. кв. метров). Вот всё это пространство и поделится между наследием Чайковского и Ростроповича.

Когда всё случится — еще вопрос. Архив (упакован в ящики) нужно перевезти из разных стран мира; какие-то документы требуют реставрации, но большей части, нужен банальный научный разбор и каталогизация. Опять же — витрины, публикация (документы нигде ранее «не светились»)... словами министра — «спешить не надо»: Центр М. Р. как таковой откроется быстро, а считая со стройкой — «за 3-4 года управимся» (Авдеев уверен, что вскоре отменят всех раздражающий 94-й закон, обязывающий прибегать к тяжелейшей конкурсной процедуре, руки будут развязаны, сроки строительства сократятся).

Елена Ростропович демонстрирует письма Римского-Корсакова

— Коллекция огромная, — говорит Галина Вишневская, — тысячи страниц рукописей, рисунков, писем... Мстислав Леопольдович собирал (когда мы оказались в изгнании) всё, что так или иначе касалось России. Здесь и семейная переписка Романовых, и царская переписка, и архив Репина (его переписка с Толстым, Чеховым, Горьким) etc. Ростропович хотел, чтобы эти ценности были доступны русским людям — исследователям, знатокам, музыковедам. Поэтому я и обратилась в Правительство разместить архив именно в Москве.

— Мы безмерно благодарны вам, Галина Павловна за ваш жест! — воскликнул г-н Авдеев.

—  А то знаете как случилось с квартирой Шостаковича в Петербурге, — посетовала Галина Павловна, — Ростропович когда-то выкупил её на улице Марата, там 24-летний Дмитрий Дмитриевич писал «Леди Макбет Мценского уезда». Ну вот, мы расселили коммуналку, купив каждому из троих жильцов по квартире, и подарили квартиру городу — под музей. Все было замечательно — подписали акты, концерт, поздравления... Потом получаю письмо: «квартиру, которую вы подарили, мы оформить никак не можем, надо перевести ее из жилого фонда в нежилой, вы должны похлопотать, тогда подарок примем». Я сказала — спасибо, если вам не нужно, возьму себе. Они и прислали мне дарственную обратно...

Пока же, начиная с сего дня, в музее музкультуры (Фадеева, 4) начинает работать выставка «Ростропович — Вишневская. Судеб скрещенье», где представлена лишь небольшая часть из богатейшего архива семьи, дающая, впрочем, представление о «начинке» будущего Центра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру