Юбилей всемирного масштаба

ГМИИ открывает беспрецедентные выставки к столетию

27 апреля 2012 в 17:57, просмотров: 3471

Свершилось — Пушкинский музей празднует свой 100-летний юбилей. Чтобы посмотреть все шедевры, представленные на выставках, зрителям придется почувствовать себя кладоискателями и заглянуть во все без исключения залы главного здания, Музея личных коллекций и Музея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. На премьере главного выставочного события года побывал «МК».

Юбилей всемирного масштаба
фото: Мария Москвичева
Полотно Диего Веласкеса из музей Прадо "Конный портрет принца Бальтасара Карлоса".

Официанты гремят бокалами, расставляют столики у фасада главного здания, реставраторы поправляют картины, а искусствоведы нервно ходят вокруг шедевров. Для Пушкинского музея три юбилейных проекта, пожалуй, самое важное не только в этом году, но и за всю его многолетнюю историю. На суд зрителей представлено три выставки. Одна из них в Музее личных коллекций. Там выставлены шедевры из частных собраний самых известных столичных коллекционеров — от Авена до Глазунова. В главном здании — выставка «Воображаемый музей». В рамках этого проекта представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний. Причем они показываются не в одном зале, а разбросаны по всем этажам музея. Чтобы отыскать шедевры Босха, Карпаччо, Дюрера, Веласкеса и Эль Греко, зрителям нужно обойти всю постоянную экспозицию. Определить привезенные из ведущих музеев мира произведения легко. Рядом с каждым пояснительная экспликация с историей произведения и самого музея, из которого она позаимствована.

В зале Древнего Египта школьники уже рассматривают голову Аменемхета III, легендарного царя двенадцатой династии одного из самых могущественных правителей Египта эпохи Среднего царства. В соседнем зале — Древнего Ближнего Востока — не менее ценные вещи: статуя Гудеа, правителя шумерского города-государства Лагаша (XXII век до н.э.!) из собрания Лувра. Недалеко от нее выставлена лира из гробницы царицы Пуаби. Эта находка, до последнего времени хранившаяся в Британском музее, сопоставима с открытием гробницы Тутанхамона. Среди произведений старых мастеров уникальный шедевр из мадридского музея Прадо — картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости». А в зале итальянского возрождения «Портрет старика, сидящего в кресле» Джованни Батисты Морони и «Рождество Марии» Витторе Карпаччо.

— Это те произведения, аналогов которым нет в нашей коллекции, — рассказывает директор музея Ирина Антонова. — Этой выставкой мы как раз хотели показать, чего не хватает Пушкинскому музею и чем бы мы хотели его дополнить.

Смотрите фоторепортаж по теме: Юбилей всемирного масштаба
21 фото

На втором этаже «Воображаемый музей» плавно переходит в историческую экспозицию, рассказывающую о том, что пережил Музей изобразительных искусств за 100 лет. В Белом зале каждый «говорящий» стенд рассказывает об этапах развития музея. Открывается экспозиция портретом его основателя, Ивана Цветаева. Рядом с ним его дочь Марина, которая запечатлена в тот момент, когда она носила под сердцем ребенка. Фото сделано в день открытия музея. А на стендах — и первый этап, когда музей слепков только заполнялся подлинниками, и военный период, когда музей был практически разрушен, и история выставки сувениров и подарков Иосифу Сталину, которая несколько лет шла в музее (ее посетило 4 млн. человек) и во время которой были уволены почти все сотрудники, и выставка трофеев из Дрезденской галереи, захваченных во время войны... «Я помню эту выставку, — ни с того ни с сего говорит пожилая дама в очках. — Именно с нее началось увлечение живописью нашим поколением».

А над розовой лестницей показано то, каким мечтает увидеть Пушкинский музей его бессменный директор Ирина Антонова. Здесь представлен макет «музейного городка» по проекту Нормана Фостера и Сергея Ткаченко. Таким многофункциональным комплексом ГМИИ должен стать после реконструкции, которая все никак не начнется. Рядом с макетом будущего музея другой макет — музея несуществующего. Через прозрачные стены макета мы видим цветные и черно-белые мини-копии шедевров.

— Это Музей Нового Запада, который был закрыт по приказу Сталина в 1948 году, — говорит искусствовед Ирина Никифорова. — Сейчас в этом здании располагается Академия художеств, а когда-то он принадлежал коллекционеру Морозову, который завещал всю свою богатую коллекцию городу. После расформирования музея в советское время часть шедевров (они в цвете) были переданы нашему музею, остальные (они черно-белые) — Эрмитажу.

Вокруг макета можно увидеть те самые произведения из ныне несуществующего Музея Нового Запада, который, по сути, был первым в мире музеем современного искусства. Это картины Пикассо, Сезанн, Миро, Моне.

Чтобы посмотреть продолжение выставки «Воображаемый музей», зрителям придется переместиться в соседнее здание — Музей искусства стран Европы и Америки XIX и XX веков. Здесь среди уже хорошо знакомых москвичам картин импрессионистов, кубистов и современных художников тоже можно найти новые уникальные экспонаты. Лестница, ведущая к залам музея, заканчивается скульптурой Роя Лихтенштейна. Его «Экспрессионистская голова» (1980) выполнена из раскрашенной бронзы. Ее пионер поп-арта сделал как раз тогда, когда начал отходить от своего коронного стиля, основанного на рекламе и комиксах, и обратился к искусству XX века. От нее мы попадаем в потрясающий зал, где выставлена скульптура Джакометти «Стоящая обнаженной», привезенная в Москву из центра Помпиду. Скульптура соседствует с «мобилем» американца Александра Голдера. Большая, в человеческий рост скульптура «Пять углов. Треугольники» напоминает черный футуристический парусник. Со скульптурой удачно сочетается картина Джексона Поллока, выполненная в его коронной технике дриппинга. Художник обычно ходил вокруг картины и брызгал на нее краску кистью или даже обыкновенным бытовым пульверизатором.

Ирина Антонова призналась, что было много вариантов юбилейных выставок. Однако выбрали самый интересный и интерактивный вариант. Действительно, такое внедрение привезенных шедевров в постоянную экспозицию позволит зрителям вспомнить и те произведения, которые здесь есть, пройтись по залам, представить Пушкинский будущего.... Беспрецедентный проект пробудет в Москве до конца июля.





Партнеры