Действующий чемпион мира по шахматам индиец Вишванатан Ананд (рейтинг 2799) уже осмотрел залы Третьяковской галереи, как и его соперник Борис Гельфанд из Израиля (рейтинг 2739). Шахматисты, которые впервые будут играть в залах музея, остались довольны: сама площадка для игры светлая и просторная, а выйдя в соседний зал, можно встретиться с шедеврами классического искусства.
— Сначала мы хотели сделать что-то на самом чемпионате, но потом решили, что это будет отвлекать участников, — рассказывает Кирилл Алексеев. — Поэтому выставка, посвященная Марселю Дюшану (художник выступал на чемпионате Франции в 1925 году, а в
Шахматной экспозицией Третьяковская галерея отметит Ночь музеев: выставка откроется в 18 часов и будет принимать гостей до полуночи. Из 200 заявок на участие в шахматной выставке они вместе с другими кураторами отобрали лишь 10 художников. Почувствовать связь интеллектуальной игры и постмодернистского искусства помогут произведения таких художников, как Сергей Воронцов, Сергей Яралов, Сергей Катран, Аркадий Насонов, Сергей Ануфриев и группа АЕС+Ф. Вот одна из конкурсных работ — «Стулья Фибоначчи» Сергея Катрана. Восемь белых и столько же черных стульев автор поставил на теннисные мячики, а на самих стульях установил шахматные фигуры. Количество мячей под ними возрастает в соответствии с рядом Фибоначчи, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. «Так я хочу показать бесконечность. Король в шахматной иерархии — тоже не последняя инсталляция в мироздании», — сказал «МК» художник.
— Если несведущий в шахматах человек смотрит на доску, он видит лишь абсурдное передвижение предметов, а опытный шахматист видит в раскладке партии геометрические фигуры, смысловые и тактические комбинации. Шахматы во многом похожи на алгоритм современного искусства. В иносказательном виде ситуация в стране имеет признаки шахматных кульбитов: власть играет с гражданами. Плакатно и прямолинейно это показать было бы некрасиво и неинтересно, — уверен искусствовед.