«Чайки» прилетели!

В Мелихове наступила театральная весна

15 мая 2012 в 19:35, просмотров: 3494

В Подмосковье начался один из самых необычных театральных фестивалей— «Мелиховская весна». Фестиваль уникален и по месту проведения, и по тематике: уже много лет Музей-заповедник Антона Павловича Чехова в Мелихове предоставляет свою территорию лучшим театральным коллективам со спектаклями по произведениям великого драматурга. Многие из этих постановок играются в естественных декорациях усадьбы, что придает особый колорит фестивальной программе.

«Чайки» прилетели!
фото: Юлия Гончарова
По традиции Липецкий театр открыл фестиваль «Чайкой».

Справка МК Справка "МК"

Мелихово — это один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 год жил и работал Антон Павлович Чехов. Мелихово привлекает возможностью погрузиться в атмосферу чеховского времени. Здесь вы увидите дом писателя, флигель, где была написана «Чайка», школу, построенную по инициативе Антона Павловича, новую экспозицию музея «Амбулатория доктора Чехова». Музей-заповедник бережно хранит память о Чехове — писателе, враче, общественном деятеле. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 25 000 экспонатов. В Мелихове постоянно проходят музыкальные и театральные вечера и фестивали, гулянья и праздники, рождественские елки, театрализованные экскурсии.

Фестиваль вырос из традиционных весенних театральных праздников. Начало этой традиции было положено в 1982 году, когда по инициативе директора музея Юрия Авдеева и главного режиссера Липецкого театра драмы Владимира Пахомова актеры театра впервые в истории Мелихова сыграли на веранде чеховского дома «Чайку» — так герои пьесы словно ожили в месте ее создания. Впоследствии Липецкий театр ежегодно привозил в Мелихово свою очередную чеховскую премьеру.

Привез он ее и на этот раз. И снова «Чайку» — новую версию легендарного спектакля. В новой постановке Липецкого театра жена Пахомова, известная актриса Ольга Овчинникова, которая в 1982 году играла Нину Заречную, на этот раз выступила в роли Аркадиной. И спектакль, как и в первый раз, артисты из Липецка сыграли на веранде чеховского дома.

— «Чайка» — это символ Мелиховского фестиваля, — считает его куратор, чеховед, театральный критик Татьяна Шах-Азизова. — Здесь Чехов написал это произведение, здесь его играют, декорации усадьбы соответствуют описываемым в пьесе. Поэтому мы, организаторы, решили, что в рамках фестиваля этот спектакль должен быть обязательно в открытии. Нынешняя «Мелиховская весна» официально тринадцатая и снова открывается «Чайкой».

Татьяна Шах-Азизова, свидетель той самой первой постановки «Чайки» в Мелихове:

— Один из директоров Мелихова, знаменитый слепой художник, героический человек Авдеев восстановил Мелихово после войны. Он мечтал о том, чтобы в Мелихове возник свой театр, и ему удалось сделать первый шаг. В саду под дождем, на холодном ветру, фактически без репетиций липецкие актеры играли «Чайку» в костюмах той эпохи. Кругом под зонтами ходили зрители, и было очень странное впечатление, будто мы подсматриваем какую-то давно прошедшую, но настоящую жизнь. Такой был эффект подлинности в актерской игре, впечатление было мистически нереальное. Театр, конечно, очень волновался. Но вот эта естественность усадьбы, атмосфера необыкновенная, что-то колдовское, что заложено в «Чайке», дало импульс, и это, конечно, забыть нельзя.

фото: Юлия Гончарова
Художественный руководитель «Мелиховской весны» Владимир Байчер и режиссер Испанского камерного театра им. Чехова Анхель Гутьеррес.

Со временем и другие театры стали приезжать в Мелихово со своими спектаклями и даже делать специальные постановки. В результате в 2000 году был организован первый фестиваль, по определению его создателя Юрия Бычкова — «ежегодный, международный, чеховский». Фестиваль разных театров из разных стран, со спектаклями разных жанров.

Также в программе фестиваля можно будет увидеть «Чайку» в трактовке режиссера Александра Бурдонского, в исполнении актеров Центрального академического театра Российской армии.

По мнению председателя Союза театральных деятелей России нар. арт. РФ А.А.Калягина, возглавляющего организационный комитет фестиваля, «играть здесь — это и огромная честь, и счастье, но вместе с тем — огромная ответственность: ведь в чеховской атмосфере недопустимы фальшивые ноты, пошлость и безвкусие».

Как рассказал художественный руководитель «Мелиховской весны» Владимир Байчер, все театры привозят свои спектакли по Чехову, часто специально поставленные для фестиваля.

— В этом году гостями фестиваля станут 14 театров из разных городов России, а также сценические коллективы из Испании, Болгарии, Украины, Абхазии, — сказал Байчер. — За восемь фестивальных дней будут показаны 15 спектаклей разных жанров, поставленных по пьесам и прозаическим произведениям Антона Павловича. В этом году в программе много водевилей, в числе которых «Медведь» в постановке Испанского камерного театра им. Чехова (режиссер Анхель Гутьеррес), «Предложение» в интерпретации болгарской труппы «Театра 199» из Софии, которая впервые приезжает на наш фестиваль, «Человек в футляре» в постановке Таганрогского драматического театра, две версии любимой и взрослыми и детьми чеховской «Каштанки».

фото: Юлия Гончарова
Актеры мелиховского театра «Чеховская студия» на коне открыли фестиваль.

Например, львовский Национальный академический украинский драматический театр имени Заньковецкой стал фактически талисманом «Мелиховской весны». Чехов — главный автор в репертуаре украинского театра. В этом году труппа привозит в Мелихово спектакль «Огни».

Анхель Гутьеррес о фестивале услышал от Олега Ефремова. Испанский режиссер, выпускник ГИТИСа, после учебы вернулся в Мадрид и стал художественным руководителем Камерного театра имени Чехова. Русского классика в Испании любят, многие мечтают попасть в эту усадьбу. На вопрос «как испанцы воспринимают нашего Чехова?» Гутьеррес возмутился.

— Это не ваш Чехов! Он принадлежит вечности! Мелихово для меня святыня, и мои испанцы, которые приезжают сюда, они плачут от счастья, — рассказывает художественный руководитель мадридского Камерного театра имени Чехова Анхель Гутьеррес. — Одна даже чуть в обморок не падала: «Я не могу, я должна быть там, в Мелихове, с Чеховым!» После спектаклей в Мадриде люди оставляют восторженные отзывы, потому что это настоящий театр. До меня в мадридские театральные школы принимали кого попало, о школе Станиславского никто и не слышал.

фото: Юлия Гончарова
По традиции Липецкий театр привез на фестиваль «Чайку».

В афише будут и большие пьесы, будут представлены и «Дядя Ваня», и «Вишневый сад», и много водевильных спектаклей, и спектакли по прозаическим произведениям Чехова. Так что программа очень разнообразна, а формат очень разный.

— Мы не придерживаемся каких-то идей в плане того, что это должен быть традиционный Чехов или авангардный Чехов, — говорит Владимир Байчер. — Это должен быть живой Чехов, что мы надеемся показать публике в течение восьми дней фестиваля «Мелиховская весна».

Нынешний фестиваль проходит в год 120-летия приезда семьи Чеховых в Мелихово. Этому событию посвящена интереснейшая выставка «Мелиховское семилетье: год 1892», развернутая в фойе театрально-выставочного зала. За семь проведенных здесь лет он написал 42 произведения, включая «Чайку» и «Дядю Ваню». В специальной экспозиции письма, черновики, фотоснимки, костюм, в котором доктор Чехов принимал больных, другие личные вещи.

— У Антона Павловича было очень много книг, — говорит главный хранитель музея Ксения Чайковская. — И удочка!

Удочка, потому что рядом с домом находится пруд, его Чеховы назовут Аквариумом, и Чехов потом будет шутить: пруд находится рядом с домом — и удочку можно закидывать прямо из окна спальни.

А в самом зале размещена выставка, посвященная театральной жизни Мелихова за последние 30 лет: здесь нашли свое отражение и фестивали, и другие значительные театральные события, которых было предостаточно. Представлены редкие фотографии, свидетельства приезда на фестиваль Олега Ефремова, Петера Штайна. Эти фотоматериалы, а их не менее 300, взяты из архива музея-заповедника и из личных собраний старожилов фестиваля.

Организаторами фестиваля являются Министерство культуры РФ, Министерство культуры Московской области, Союз театральных деятелей РФ и Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник «Мелихово». На проведение нынешнего фестиваля потребовалось более 2 миллионов рублей. По традиции спектакли «Мелиховской весны» пройдут на нескольких площадках — в Серпуховском городском театре, а также в Мелихове — на новой камерной сцене и в естественных интерьерах усадьбы.

фото: Юлия Гончарова

— Я уже не могу представить себе наш музей без этого фестиваля, и никто не может, — говорит директор Музея-заповедника А.П.Чехова Константин Бобков. — Уже в январе нам звонят и бронируют билеты на фестиваль, и многие заявки поступают из стран, в которых о нашем фестивале могли бы и не слышать. За фестивальную неделю усадьбу посещают более тысячи человек, а всего в прошлом году Мелихово посетили около 80 тысяч гостей.

На открытии фестиваля мелиховский театр «Чеховская студия» представил свою интерпретацию чеховского «Медведя». Гости были несколько шокированы, когда к банкетным столикам вышла лошадь, но на то это и усадьба, чтобы сельская жизнь здесь чувствовалась в полном объеме, ведь банкетный зал — бывший скотный двор. Затем на открытой веранде главного дома Липецкий государственный театр им. Л.Н.Толстого представил свою новую, 2010 года версию «Чайки» главного режиссера театра Сергея Бобровского. С импровизированной сцены действие органично переходило в сад, к пруду, на аллеи.

— Для театра это некий символ, дань традициям, — считает Сергей Бобровский. — «Чайка» — своеобразная проверка для творческого коллектива, потому что пьеса настолько раскручена, что критики не избежать.

Но фестивальная жизнь — это не только спектакли. На открытии прошла презентация двух книг выдающегося режиссера, создателя нового чеховского театра А.В.Эфроса — «Чайка» и «Три сестры». Также в рамках фестиваля пройдут мастер-классы режиссера Адольфа Шапиро в отреставрированном доме соседа Чеховых — Варенникова, где недавно открылась театральная школа. Здесь проходят семинары и мастер-классы для представителей всех театральных профессий с мая по октябрь. Один из «круглых столов» провел наш коллега, обозреватель «МК», чеховед Александр Минкин.





Партнеры