Корейцы претендуют на мировую гегемонию

В Москве начались гастроли Universal Ballet, созданного миллиардером-мистиком Мун Сон Мёном

20 мая 2012 в 18:37, просмотров: 2818

Неведомый в азиатских странах практически до  60-х годов классический балет развивается тут теперь такими скоростными темпами, что уже в недалеком будущем может составить конкуренцию гегемонии русского балета во всем мире. Гастроли южнокорейской компании Universal Ballet прошедшие в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, хотя и лишний раз наглядно продемонстрировали влияние русской школы на мировой балетный процесс, показали и то, что лидерство в этой области может быть нами утрачено в самое ближайшее время.

Корейцы претендуют на мировую гегемонию
Фото предоставлены пресс-службой театра Станиславского и Немировича-Данченко

Уже сейчас золотые и серебряные медали китайских и южнокорейских танцовщиков на международных балетных конкурсах ни для кого неожиданностью не являются. Поэтому беспрецедентно высокий технический уровень, показанный артистами труппы, прыжки танцовщиков, крепкая пальцевая техника и грамотные окультуренные стопы балерин в ступор не вводят. Впечатляет и фактура артистов: все корейцы высокие, стройные, длинноногие. Достичь впечатляющих результатов за столь короткий срок удалось благодаря невероятной популярности искусства классического танца в этой маленькой стране.

Компания Universal Ballet имеет в своем составе 70 человек и является второй по величине, после Корейского национального балета. История её создания окутана мистикой и относится к 1984 году. После гибели своего сына в автомобильной катастрофе, миллиардер и медиамагнат, а также известный религиозный деятель сектантского толка преподобный Мун Сон Мён создал при основанной им Церкви объединения Фонд. Он то вскоре, специально для невесты погибшего сына Джулии, и учредил Universal Ballet. Была даже проведена церемония бракосочетания с призраком, и балерина Джулия Пак стала женой Муна. Она и посейчас занимает пост генерального директора Универсального Балета.

Непосредственное участие в создании компании принимал и тогдашний главный балетмейстер Кировского (ныне Мариинского) театра Олег Виноградов. Питерские педагоги и по сей день пользуются здесь непререкаемым авторитетом. Репертуар компании сплошь состоит из шедевров. Корейцы скупают по всему миру только самое лучшее — балеты Кранко, ван Манена, Форсайта, не говоря уже о русской классике, «Лебедином озере», «Спящей красавице» или «Баядерке».

Фото предоставлены пресс-службой театра Станиславского и Немировича-Данченко

Привезенный в рамках мирового турне балет «Шим Чон» создан американцами. Кевин Барбер Пикард написал музыку, педагог Джулии Хун Мун Адриенна Деллас сделала хореографию, виртуозно введя корейскую культурную традицию и местные мотивы в строгую классическую балетную форму. Национальный колорит присутствует, правда, в основном в оформлении и костюмах (южно-корейская деревушка в первом действии; королевский дворец в третьем), и в незначительной степени в танцах (пляски в масках в королевском дворце). Да и сама хореография явно вторична и не выходит за хрестоматийные рамки наследия XIX века. Об этом свидетельствуют постоянные отсылки к «Дочери фараона», «Корсару», «Коньку-Горбунку» и куче других балетных сочинений. Классическая лексика в этом произведении, правда, сильно осовременена.

Ощутимо здесь и влияние советского драмбалета — история старинной корейской сказки изложена с такой обезоруживающей ясностью, что чтобы понять сюжет зрителю не понадобятся никакие программки. Центром спектакля является второй акт, происходящий под водой. Захватывающе красивое оформление, шикарные костюмы, русалки, жемчужины, рыбы-ангелы, рыбы-служанки, рыбы-воины, шут (Константин Новоселов) и, наконец, сам Дракон — Морской царь (Ю Жен) действительно производят неизгладимое впечатление. Чтобы умилостивить божество главная героиня Шим Чон (Хэмин Хван) принесена ему в жертву моряками во время бури, потому собственно и оказывается на морском дне. Добровольно продается корсарам и попадает на корабль героиня ещё в первом действии, надеясь с помощью денег спасти слепого отца. (Чтобы прозреть тот дал обет пожертвовать монаху 300 мешков риса.) В третьем, отпущенная Драконом, прямо в цветке лотоса она попадает во дворец и выходит замуж за короля. Неизменный «хэппи энд» в финале — от счастья прозревает вновь обретший свою дочь отец, а за одно с ним и все слепые в стране.

По рецептам и стандартам балетной классики слеплено все это в грандиозную, невероятно примитивную, но очень привлекательную вампуку, каковой в своем большинстве и являются балеты второй половины XIX века. Модернизированная стилизация под эту самую классику, в сущности, и была задачей авторов, с которой они справились, надо отдать должное, весьма успешно.



Партнеры