Поэзия далека от народа?

Фестиваль «Твой шанс» близится к концу

24 мая 2012 в 16:56, просмотров: 1013

Международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» перевалил за середину. Сегодня учебный театр Щукинского института показывает «Бабий бунт», а в субботу уже закрытие и подведение итогов, перед которым можно посмотреть «On is off» студентов РАТИ. А вся эта неделя была посвящена международной программе.

Поэзия далека от народа?

На фестиваль «Твой шанс» от студентов и дипломников приходят заявки из самых разных стран, и зрители наблюдают в чистом виде будущее мирового театрального искусства. Есть спектакли удачные, есть, конечно, неудачные, а есть... странные, о многом говорящие. Таким спектаклем стало представление из Испании — театр «Чайка» при Школе театрального и киноискусства Бильбао «Анима». Итак, «Когда пройдет пять лет» по пьесе-поэме Федерико Гарсиа Лорки.

Пожалуй, тонкие мотивы испанской поэзии оказались для московской публики слишком тонкими. И даже участие русского режиссера (спектакль поставил со студентами режиссер театра Петра Фоменко Иван Верховых) не спасло. Читая глазами пьесу, можно погрузиться в атмосферу всех поэтических нюансов; но в театре ожидается действие. Юноша, влюбленный в девушку, бесконечно говорит о своей любви самыми прекрасными словами: «Стоит только начать разглядывать на ладони живую букашку или смотреть на вечернее море, вглядываясь в каждую волну, как все исчезает — и образ, который в сердце, и рана. Но я люблю и хочу любить, любить так же, как она, и поэтому я могу пять лет ждать той ночи, когда все огни погаснут, а ее косы обовьют мои руки...»

А дальше сюжет теряется в переливах поэзии. Есть юноша и старик, есть невеста, которая не хочет выходить за нелюбимого. Есть кошка, ластящаяся к хозяину, стенографистка, влюбленная в этого юношу и родившая мертвого мальчика. Есть вычурные, в традициях комедии дель-арте, арлекины в безумных нарядах и с раскрашенными лицами: этакие шекспировские шуты, кривляки, рубящие странную правду-матку. Тот юноша в итоге постарается забыть свою возлюбленную и останется со своей стенографисткой. И рефрен спектакля — следующие загадочные слова:

Куда, любовь, уходишь,

откликнись, любовь, куда?

В бокале пенится ветер,

стекло — морская вода.

Поэзию в чистом виде публика вынесла с трудом. Но это говорит только об огромном разрыве между культурами, который сохраняется вопреки всем новым технологиям. Традиции поэтического театра в таком абстрактном виде в России сейчас нет. Может, пора привыкать?





Партнеры