Третьяковка показала истоки Шагала

Впервые в России — графика из семейного собрания художника

14 июня 2012 в 21:23, просмотров: 1634

После большой ретроспективы в Третьяковской галерее в 2005 году, которая заняла чуть ли все здание музея в Лаврушенском переулке, казалось бы, что еще может добавить к характеристике знаменитого авангардиста Марка Шагала? Оказывается, можно. На выставке «Истоки творческого языка художника», приуроченной к 

125-летию со дня рождения мастера, и включенную в программу Года французского языка и литературы в России, показали малоизвестные работы Шагала. Большинство графических рисунков (а их больше 150) сделаны еще в родном Витебске, до того, как художник уехал во Францию, где провел большую часть своей жизни. Именно эти образы — семьи, Витебска, еврейского провинциального быта — питали Шагала многие годы. На открытие выставки побывал корреспондент «МК».

Третьяковка показала истоки Шагала
фото: Мария Москвичева

Сейчас к юбилею художника готовится много выставок в разных странах мира — часть работ из нашего собрания отправилась в Японию, например. Шагал — художник интернациональный, его стиль хорошо узнаваемый. Мы решили сделать акцент на истоках творчества Шагала, — рассказывает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

А истоки творчества Шагала, конечно же, уходят в семейные традиции, в родной Витебск, который он не раз будет писать, живя за границей. Но в 1910-х юный кудрявый еврей еще не знал, что его ждет. Он с любовью и фантазией изображал то, что видел вокруг. Вот автопортрет художника, сделанный сухой иглой: на голове у кудрявого молодца стоит дом, а его подбородок подпирает мужчина в черном (это отец художника), женщина в платке (его мать) и красавица с ребенком на руках (жена Белла с дочкой Идой). Дом в Витебске и родные почти на каждом рисунке в этой экспозиции.

Дополняют выставку антикварные предметы быта начала века, гармонично сочетающиеся с картинами — так, рядом с картиной «Парикмахерская», на которой изображен сидящий мужик в кепке, выставлен стул начала ХХ века из Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, такой же, как на картине Шагала. Предметов, позаимствованных из разных музеев, перекликающихся с его картинами и бытом, в котором он вырос, на выставке хватает. Но самый ценный из них сделан самим Шагалом — это «Свадебный сервиз», созданный художником к свадьбе его дочери Иды в 1951 году.

Мы часто использовали его: мама любила вкусно готовить и накрывать обед на всю семью. Всего в сервизе 69 предметов, — рассказывает внучка Шагала Мерет Мейер.

На выставке в Москве только часть из этих предметов — большая супница, блюдо с изображением русалки, чашка с большим глазом. Манера Шагала легко угадывается в рисунках.

Объемности выставке добавляет серия фото-инсталяций и витражей, созданных уже зрелым Шагалом для синагоги при медицинском центре Хадасса. Собственно, хронологических рамок на выставке нет: здесь соседствуют ранние витебские зарисовки и поздние парижские коллажи, печатная графика Шагала — иллюстрации к Библии, «Басням» Лафонтена и к «Мертвым душам» Николая Гоголя.



Партнеры