Пол Маккартни: жить в кайф и не забывать про продажи

У легендарного музыканта в России на один хит больше, чем в остальном мире

15 июня 2012 в 18:04, просмотров: 3404

Пол Маккартни для России больше чем музыкант. Причем его нельзя назвать идолом или богом. Он скорее символ, идеальный образ понятной и близкой звезды, явно «наш» человек, Макка, Макар, Паша. «Явно наш человек» при этом является самым известным и успешным музыкантом планеты, которому 18 июня исполняется 70 лет! Но еще один парадокс и его уникальность в том, что музыка Маккартни до сих пор звучит и «выглядит» намного моложе его физического возраста.

Пол Маккартни: жить в кайф и не забывать про продажи
фото: Михаил Ковалев

Снова в СССР

«Понятность» свойственна и большинству суперхитов Маккартни. У сэра Пола близкое к российскому представление, что такое мелодия. Его хиты запоминаются мгновенно, «ложатся на ухо» и всегда воспринимались как свои. Если на миг забыть про битловские вершины типа Yellow Submarine, Michelle, Let It Be, авторство которых принадлежит Маккартни, то первой мелодией, массово «пробившей» советскую публику, можно считать «Хоп, Хей-Хоп» — Mrs.Vanderbilt. Она же свидетельство и особости нашего восприятия музыки — эта песенка хитом, кроме как у нас, никогда и нигде не была. В СССР же, спетая по-русски ВИА «Веселые ребята», звучала на магнитофонах и в варианте Пола, и как кавер «День и ночь».

Макку при Советах издавали, но обязательно, мягко говоря, со странностями. Первым появился государственно-пиратский миньон с песнями из альбома Ram. Тихие вещи «Питайся дома» или «Сердце деревни» (на пластинке названия были напечатаны в переводе) вряд ли могли порадовать рок-фанов, всегда желавших жести. Однако сейчас они воспринимаются как предтечи альтернативного фолка.

Затем вышел альбом, конечно, с Mrs.Vanderbilt. В лицензионной версии государственной и единственной тогда фирмы «Мелодия», считавшей долгом цензурировать все, что попадалось ей под руку, альбом потерял оригинальное название Band on the Run, а откуда пошла обложка этого диска, какая песня была выброшена, какая добавлена, куда делся бракованный тираж обложек — про это можно писать отдельные мемуары с элементами детектива.

Величайший сингл в истории британской поп-индустрии Mull of Kintyre — вершина творчества музыканта — тоже была издана у нас, но на гибкой пластиночке — как приложение к журналу «Кругозор»...

Можно судить, что Маккартни знал о неравнодушном отношении к нему в нашей стране хотя бы по знаменитому, но, мягко говоря, негениальному альбому «Снова в СССР», который вышел в 1988 году и продавался поначалу только тут, став мечтой западных туристов.

Леннон

Всю жизнь Маккартни сопровождает сравнение с соратником-соперником по «Битлз» — Джоном Ленноном. Спроси человека, кого из них он больше любит, — и можно много узнать об этом человеке, даже если ответ будет ненормативным. Изначально же все казалось простым. Желчный революционер Леннон и улыбчивый мелодист и вегетарианец Макка — отличное поле для самоидентификации. Но у многих эти полюса со временем меняются местами. Возможная причина — диапазон Пола — именно он написал и самую жесткую песню битлов Helter Skelter и самую «академичную» —Yesterday.

Пол путешествовал, чудил и гулял, менял жен, рожал детей и слухи. Можно вспомнить легенду, согласно которой Макка погиб еще в 1966 году и человечество наслаждается творчеством его двойника. И с марихуаной его ловили, а вот от героина в свое время он решительно отказался. От ордена же Подвязки из рук королевы, не вняв примеру Леннона, отказываться не стал.

Full Пол

Маккартни не «пол», а очень даже «фулл» (целый) — все при нем: и записи, и масштабные концерты, и светские «новости». Он настоящая звезда, и если музыку Пола трудно назвать актуальной, ей скорее подойдет определение «классическая», то в отношении СМИ у него полный порядок.

Слово классическая можно, кстати, писать без кавычек — мастер регулярно балуется академической музыкой, пишет оратории, а недавно сочинил балет. Получается, по мнению критики, слабовато, но такому музыканту прощают невинные масштабные эксперименты.

Пол не имеет отношения к «молодежной» культуре и не гонится за модой. Он пишет новые альбомы словно для удовольствия, получает от них кайф, но не забывает про продажи. Камерный и тихий Chaos and Creation in the Backyard был сделан с продюсером Radiohead и Бека Найджелом Годричем, а недавний Kisses On The Bottom — со звездным поп-джазовым продюсером Томми ЛиПума. В багаже у сэра Пола есть и электронный сайд-проект The Fireman — во время недавнего, как говорится, дай бог не последнего, приезда в Москву Маккартни спел Sing Changes — песню этого проекта. И все они сделаны со старым английским качеством. Из некоторых песен старого рокера его молодые коллеги легко бы сделали целый альбом.

Любовь

Почитание Макки носит довольно бурный, но свойский характер. Одни вспоминают пьяные поезда в Питер и концерт на Дворцовой, другие — многочасовые стояния в холодных автобусах на границе с Украиной, по дороге на шоу на Майдан, собравшее четверть миллиона слушателей. В столице России уже в этом году, например, околобитловская общественность два дня каталась по Москве-реке на корабле «Барин» под музыку «Битлз» в исполнении группы «Оптимальный Вариант» и ей подобных — это был XVI ежегодный фестиваль «Улица Яблочных Лет». В эту же строку — и ночные «битловские» кинопоказы в «Художественном».

Семьдесят — возраст почтенный. И то, что музыкант выходит на сцену, вызывает смешанное чувство — умиление пополам с удивлением. Мог бы заседать в какой-нибудь академии и ворчливо раздавать советы нерадивым молодым рокерам: «...не туда стучишь», «...не на ту клавишу жмешь», «...эх, молодежь, не знаете вы, как по-настоящему рвать струны!». Ничего подобного! Маккартни предпочитает давать концерты, причем многочасовые стадионные шоу. Остается только гадать, из чего же сделаны такие люди.

Наше, местное отношение к сэру Полу в свое время отлично выразила группа «Дети» в ролике «Пол Маккартни», который можно без труда найти в Сети, они радостно обыгрывают многозначность слова «пол», не касаясь, как может подумать читатель, гендерных проблем. Просто в «Пулково» якобы прилетает тогдашняя жена, «половина» экс-битла Линда, и встречающие официальные лица, ждавшие «самого», вынуждены позитивно констатировать: «Хотели Пол Маккартни? Вот вам пол-Маккартни!»

Пол занял очень нестандартную для рокера нишу. Он крут в первую очередь в музыке. Даже когда он смеется или иронизирует, в нем нет и следа панк-бунта или расфокусированности фолк-музыканта. Он слегка отстранен от публики, не рвет рубашку на груди и не бьет себя пятой в грудь — лишь сценично демонстрирует увлеченность процессом.

В заключение еще один нюанс. Макка — единственный рок-музыкант, чей концерт в Москве прошел на Красной площади, а не на Васильевском спуске. Эта констатация уровня Маккартни лучше всего описывает его место в России.





Партнеры