Одно слово — Волчек

В «Современнике» должностной юбилей

Честное слово, она не хотела — ее выбрали. Она противилась как могла, но подчинилась общим принципам, на которых сама всегда в отношении других настаивала. А именно: в «Современнике» личность подчиняется интересам большинства. «Современник» общим собранием решил, что быть ей худруком. 21 июня исполняется 40 лет, как подписан приказ о назначении Галины Волчек руководителем самого прогрессивного и популярного театра Москвы.

В «Современнике» должностной юбилей

Женщина, беспартийная, еврейка, нет еще и 40, а ее ставят во главе театра, основанного в 1956 году Олегом Ефремовым. Даже этот исключительный факт заставляет иначе взглянуть на роль советской власти в искусстве. Но сколько бы ни спорили об этом, факт остается фактом — Галина Волчек, актриса с успешным, но небольшим режиссерским опытом, отныне будет руководить театром на Чистых прудах. Этим символом свободы в тоталитарном обществе, задающим высокую художественную планку в отечественном театре.

40 лет. 28 собственных спектаклей и инициировала 78 постановок другими режиссерами, в основном молодыми. Не боялась эксперимента, риска, хотя никогда не производила впечатление бойца на баррикадах. Как-то по-своему, много не говоря и не распыляя эмоции, она продолжала держать традицию русского психологического театра в современных условиях. Только ей одной понятным способом умела считывать время и переносить его на сцену — в классику ли, в современную ли драматургию — не важно. Где у нее запрятан этот высокоточный «сканер» — вопрос, на который даже она не знает ответа. Просто она так жила и живет. Чувствует так и выстраивает на сцене «Современника» свой современный мир.

Этот мир 40 лет востребован зрителем больше, чем критикой. Но именно ее имя связывают со словом «Современник» — в России и за рубежом. Спектакли Волчек открыли театр миру, а мир — театру. Ее «Крутой маршрут», чеховские пьесы проехали по Франции, Англии, США, Германии, Венгрии и многим другим странам, оставив серьезный след и на многое повлияв.

А еще у нее есть одно качество, которое может быть только у очень талантливого человека: у нее нюх и легкая рука на чужой талант. «Волчий нюх» — так и говорят в Москве. С ее легкой руки сначала в Москве появился Николай Коляда и потом поехал по миру. Театральное сообщество узнало Валерия Фокина, который теперь сам мощный театральный строитель. А как она подбирает труппу? Объяснить не может, но умеет отыскать «актерские бриллианты», которые потом с долготерпением гранит годы и годы. Все волчековские «бриллианты», мягко говоря, с непростыми характерами, на сто процентов гарантирующие проблемную жизнь ювелиру-огранщику. Она это понимает, и это ее выбор.

Ее учитель, великий и мудрый Олег Ефремов, сказал о своей ученице Волчек: «Вот говорят, она любит актеров. Да можно и ненавидеть актеров, и вообще это жуткое, страшное искусство, которое сопряжено с муками и с необходимостью постижения души собственной, души партнера, души народа, в конце концов. И как это непросто и мучительно сложно. Поэтому я освобождаю тебя от всех мук, от неприятной критики. Галя, поверь мне, уже в этом возрасте ты должна знать истину — ты на единственно верном пути в понимании и ощущении вообще искусства. А мы все — нет». Лучше не скажешь. Мы поздравляем Галину Борисовну с четырьмя десятками, отданными из ее собственной жизни одному из лучших российских театров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру