За несколько часов до российской премьеры мы встретились с Жанной у «Красных ворот», на квартире Матьё Ардена, директора Французского института в Москве. Ее «Борода» — давно событие для Европы, это своеобразный демарш против всей навязываемой глянцевой «красоты», разрушающей суть как женщины, так и мужчины...
— Судьба моя простая, — рассказывает Жанна, — артистическое зерно было посеяно сразу, ведь вышла я из семьи скульпторов. А в 13 лет случайно открыла для себя цирк — сразу возникла настоящая страсть: занималась жонглированием, гуттаперчевой акробатикой.
— И не пугал риск для жизни?
— Нет. Хотя в последние 10 лет я не занимаюсь цирком в чистом виде. Это уже...
— Созданный вами жанр под себя?
— Может быть. Понимаете, для меня не является целью сделать душещипательный цирковой номер, чтобы почтенная публика воскликнула «о-о-оххх!». Цирковая техника в моем случае поставлена на службу чему-то большему — смыслу, переживанию, драматургии. Здесь, согласитесь, иное понятие о риске.
— Риск в выборе табуированных тем?
— В том числе. Ведь и смерть, и женщина с бородой остаются в чем-то табуированными темами. Причем это уже третий спектакль, в котором я на сцене одна... Так получилось.
— Партнер не нужен?
— Он не то что не нужен (есть ассистент, подающий мне предметы), но в дуэте это был бы совсем иной спектакль, пусть даже неплохой, но... «Похвала бороде» в том числе говорит об одиночестве. И от появления на сцене случайных вещей и ассистента мой персонаж становится еще более одиноким, чем мог бы быть без них.
— А без бороды нельзя было обойтись?
— А почему нет? Вот я подумала: что будет, если милой, женственной девушке приклеить такую замечательную аккуратную бородку? Так что это спектакль о свободе. Свободе в желании быть красивой. Пусть средства выбраны несколько трагикомические, но не такова ли вся наша жизнь? Женщина-монстр сидит на сцене и своим воображением создает вокруг странные предметы — черепа появляются, еще бог знает что... Любыми способами монстр пытается победить одиночество, ибо эта женщина способна абсолютно на всё. Всё ей подвластно. Хочет — будет безумно брутальной, резкой. Хочет — невероятно чувствительной, как ребенок.
— То есть борода позволяет выходить за рамки привычного поведения?
— Абсолютно. Всегда надо выходить за пределы образа, что формируется вокруг...
— «Нет» навязанному образу красоты?
— Причем этот образ навязан и для мужчин, и для женщин.
— А может ли вообще современная женщина быть счастливой?
— Вау... (С минуту думает.) Всегда есть какие-то внешние условия, правила игры, которые мешают нам. Если, допустим, я провожу много времени, удаляя свои волосы на ногах, но ровно это же время могла бы тратить на что-то более существенное... Мы живем в обществе, из которого не можем вырваться, ему приходится подчиняться, но... надо уметь говорить НЕТ. От этого умения всё и зависит — обретем свободу или потеряем.
— То есть нам нужно расширять свое впечатление о красоте?
— А что такое НЕКРАСОТА? Неужели красота — это то, что предлагается в глянцевых журналах? Вы правда в это верите? Нет, серьезно? Просто ненормально, когда тебе говорят: красота — это вот это, а если нет, то и некрасиво! Красота — это что-то, связанное с гармонией.
— Может женщина быть полноценна без мужчины?
— Ну и вопрос! В каждом из нас изначально есть и мужская, и женская части, уже внутри сидит потребность в одном и в другом. Если внутри это равновесие состоялось, то внешне не так уж это и важно...
— То есть вы можете без мужчины?
— Может быть. Но это вряд ли делает тебя счастливой. Положительное качество женщины с бородой — то, что она и одно, и другое одновременно. Это именно свобода: ведь внутри каждой женщины сидит монстр, и это прекрасная великолепная энергия, с которой так прекрасно жить!