Бородатая женщина — это красиво

Другой театр из Франции

24 июня 2012 в 17:20, просмотров: 7339

Два дня на сцене Театра наций бесчинствовала женщина с бородой. Она делала то, что не под силу бородатым мужикам, не говоря о дамах с гладкими лицами, и заставила задуматься — кто привлекательнее: дамы с растительностью на лице или без оной. Актриса Жанна Мордож из Парижа представила на фестивале «Другой театр» спектакль «Похвала бороде». Публика обомлела.

Бородатая женщина — это красиво

Невысокая, не шикарно сложенная шатенка стоит на деревянном помосте, оформленном в стиле старинного балагана. Именно в таких когда-то давно на рынках показывали публике диво дивное — сиамских близнецов, карликов и прочие отклонения от нормы. Особым блюдом шла бородатая женщина. Сегодня аккуратная, но тем не менее густая светлая бородка украшает узкое лицо актрисы Жанны Мордож от уха до уха...

Ракушки эскарго (улиток), земля, вода, 19 натуральных черепов домашних и диких животных, музыка Шумана и Вагнера, а также яйца, приобретенные француженкой в Елисеевском магазине, добросовестно служат удивительной истории одной конкретной жадности, вполне философской притче о распаде всего живого во имя божественного возрождения. И это далеко не все мысли, что Жанна Мордож и режиссер Пьер Манье запрятали в «Бороду» — в театр, основанный на цирковом мастерстве.

А мастерством Жанны невозможно не восхищаться — ее гуттаперчевостью и легкостью, с какой она забрасывает ракушки в таз на голове из положения сидя-стоя-лежа. Замечу, что собирает эскарго она не руками, а пальцами ног. В следующей сцене занимается чревовещанием, таким образом озвучивая смешной диалог черепа барана и барсука — того, что от жадности лопнул, по весне на халяву обожравшись улиток. «Я сдох, но выиграл. Умер молодым, но зато как пожил!»

— Где вы прячете ваши бороды? — спрашивает актриса женщин в зале. — Мужчины обожают бородатых, колких женщин, когда волосы перепутываются... Я ему говорю: «Приди в мои кущи».

Эта французская «Борода» — как глоток свежего воздуха в театре, который особенно в последнее время добивает меня своей предсказуемостью, расчетом и уже ороговевшей провокативностью. Здесь же все внезапно, неожиданно — и брутальное, и тонкое. Каждая сцена удивляет текстом, сюжетным поворотом. Благодаря блестящему переводу Риммы Генкиной мы можем оценить его изящный, но с перцем юмор (авторство Жанны Мордож и режиссера). Например, она берет в руки яйцо, слушает, что там внутри:

— Приятно дать существу, которое не родится, представление о мире, от которого он будет избавлен.

Трюк с яичным желтком — это что-то. Артистка буквально гоняет его по телу: с руки на плечо, на грудь, он исчезает в декольте ее ярко-зеленой комбинации и выскользнет уже на лодыжку.

В финале бесчинствует уже зал: «браво», свист и бисовки. Правда, мужчина, который преподнес Жанне цветы, не рискнул поцеловать ее в бородатую щечку.

Интервью после спектакля. Актриса уже безбородая, усталая и счастливая...

— Жанна, что послужило импульсом к созданию такого спектакля?

— Два моих предыдущих были тоже о женщине, о ее нежности. И я решила теперь посмотреть на женскую тему с другой стороны. Мы делали спектакль довольно долго, года три точно ушло.

— В России чревовещание — дело династийное, секреты его передаются из поколения в поколение. Ваши родители этим занимались?

— Нет. Я сначала изучала жонгляж и гуттаперчевую акробатику. А чревовещание — это не так сложно, это техника, которую я освоила.

— Это труднее, чем жонглировать дрожащим яичным желтком?

— Этот трюк я придумала, когда пекла пирог. Просто взяла в руку желток, подержала — и вот теперь... Да, это непросто оказалось.

— А яйца вы особые покупаете?

— Есть секрет, но я его вам не скажу.

— И все-таки, как вы думаете, мужчинам нравятся женщины с бородами?

— Знаете, я много читала про таких женщин, когда мы готовили спектакль. О, да, у них было много мужей, любовников. Я думаю, здесь двойственное отношение: мужчины испытывают и страсть, и страх к таким женщинам. Это так же опасно, как держать в руке яйцо.




Партнеры