Станет ли русский цирк частным?

Претендент на Росгосцирк Фарзана Халилова: «Никаких чисток кадров не будет»

Цирковые страсти накаляются. Через два месяца — открытие нового сезона, а из-за странной политики Минкульта Росгосцирк (объединяющий свыше 40 «стационаров» по стране) до сих пор остается без легитимного руководителя. Висит приказ министра Мединского: «департаменту контроля и кадров в срок до 12 июля 2012 года представить предложения о сроках проведения конкурса...».

Претендент на Росгосцирк Фарзана Халилова: «Никаких чисток кадров не будет»

Как уже писал «МК», выборы от 20 июня признаны несостоявшимися, старый замминистра, курирующий цирк, уходит, новый только будет «входить в курс» дела на столь далекой от чиновников цирковой планиде — короче, грядет уже третья (!) попытка избрания гендиректора. Из претендентов-тяжеловесов только двое: Калмыков (нынешний глава Росгосцирка) и Фарзана Халилова (директор крупнейшего в стране цирка на Вернадского). «МК» оперативно вызывает г-жу Халилову на диалог, с тем чтобы представить ее точку зрения на основополагающие вопросы. К слову сказать, Халилова в прошлом — не акробат, клоун или дрессировщик, в чистом виде менеджер, но цирковые ее любят. Она человечна. Без этого в цирке не ступить ни шагу.

Фарзана Халилова

— Фарзана Рахимовна, во время конкурса на замещение должности главы Росгосцирка зашла речь, что же приоритетнее — задачи творческие или администраторские?

— Вы задаете вопрос, на который я пыталась ответить на 47 страницах своей программы. Для меня лично как для директора с более чем 25-летним стажем, в приоритете вопросы административные и финансовые, но, решая их, я всегда помню: главная фигура в цирке — Его Величество Артист.

— Откуда брать деньги на реформу цирка? Минкульт намекает на систему самоокупаемости. Возможно ли такое, что лет через... двадцать российский цирк на 100% станет частным?

— Советская, а затем и российская цирковая империя создавалась ни одно десятилетие, и реформирование этой системы произойдет не в одночасье. Нашлись же у государства деньги на реконструкцию Большого театра, строительство иных затратных культурных объектов. Цирк — такая же неотъемлемая часть нашей культуры. Но и сбрасывать все экономические проблемы на госбюджет, тоже неправильно. Если все цирки компании обеспечат хотя бы 60% стабильной заполняемости зрительных залов, Росгосцирк сможет перейти на полную самоокупаемость (и я это доказываю в свой программе). Возрождение отечественного цирка (от создания уникальных, новаторских произведений до ремонта зданий) — сложнейшая совместная работа правительства, Министерства культуры и самого Росгосцирка. А будет ли через двадцать лет цирк частным на 100%... Сложный вопрос. Он будет разным по форме управления и хозяйствования, но уверена: российский цирк будет лучшим в мире и самым прекрасным.

— Иные цирковые эксперты кивают на увеличивающееся присутствие в России канадского «Дю Солея» — его экспансия может угрожать нашему цирку?

— Не может. «Дю Солей» — не цирк, а шоу с использованием некоторых цирковых приемов и номеров. Да и рассчитано это действо не на все возрастные и социальные группы. Вспомните по школе цитату — «Крайне узок их круг и далеки они от народа».

— Как вы относитесь к идее тотального «омоложения» кадров в Росгосцирке? Один из экспертов сказал мне, что новый руководитель не должен бояться тотальной чистки кадров...

— «Чистка» — термин, имеющий крайне негативный оттенок в нашем обществе. В вопросе кадров надо действовать крайне корректно. Ибо мы имеем дело с артистами, отдавшими цирку всю свою жизнь. Например, сегодня у нас на Вернадского выступает народный артист России Тамерлан Нугзаров, отметивший свое семидесятилетие. Но у кого повернется язык сказать, что этот красавец-джигит и выдающийся артист должен оставить манеж?! В любом виде исполнительского искусства, а в цирке тем более, решение по каждому конкретному номеру или артисту надо принимать взвешенно и, что самое главное, не волюнтаристским решением чиновника, а коллегиально — художественным советом мастеров. Как это и было раньше.

— Может ли цирк ориентироваться на разные социальные ниши: один для детей, другой, грубо говоря, для интеллектуалов (этакий «полутеатр») и так далее?

— Цирк универсален для всех. В этом и есть его феномен. У нас на Вернадского недавно провели научное анкетирование публики. Выяснилось, что возрастная амплитуда зрителей составляет о 3 до 84 лет. Социальные, профессиональные, национальные и имущественные статусы находятся в столь же широком диапазоне. Нет, можно создавать произведения для узкой аудитории, если это талантливо. Но, на мой взгляд, это обедняет многообразие циркового искусства и относится в больше степени к шоу, или, как вы выразились, к «полутеатру».

— Согласны ли вы с тем, что русский цирк без животных невозможен?

— Безусловно. Не только русский, но и любой другой без животных невозможен. Если некое сценическое действо и называет себя «цирком», но в нем нет дрессуры — это что угодно, но не цирк. В не самом плохом варианте шоу а ля «Дю Солей».

— И чуть конкретнее: если бы вас выбрали главой Росгосцирка, каким был бы ваш первый шаг?

— Я пригласила бы Президента России и правительство посетить цирк!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру