Нашествие рокеров на Тверскую область

На фестивале зрителям делали предложение руки и сердца, поливали водой из шланга и меняли мусор на пиво

9 июля 2012 в 19:14, просмотров: 7487

К этим трем июньским дням все любители рок-н-ролла и просто качественной музыки готовятся за несколько месяцев: ищут палатки, спальники, шьют флаги и расчехляют удочки, чтобы эти флаги повесить. Фестиваль «Нашествие», что гремел в выходные в Большом Завидове, Тверской области подошел к концу и собрал более 150 000 человек. Более семидесяти групп, киловатты света и звука, три сцены и палящее летнее солнце сделали свое дело. На поле царил настоящий «праздник живой музыки, живого слова и хорошей души», как выразился хедлайнер феста Юрий Шевчук. Корреспондент «МК» побывал на главном приключении лета.

Нашествие рокеров на Тверскую область
фото: Наталья Мущинкина

Заезжать на территорию гости стали уже в четверг. Оно и правильно, перед уикендом непрерывного драйва лучше отдохнуть и набраться сил. Уже в пятницу днем народу стало столько, что место для палатки можно было искать очень и очень долго. Одно из удачных нововведений этого года — то, что палаточный городок вынесли на отдельную территорию и оградили забором. Раньше временные «дома» можно было ставить прямо посреди поля, что было довольно неудобно, так как, чтобы дойти напрямик от одной сцены другой, приходилось плутать между натянутыми веревками и сонными телами. Теперь же львиная часть пустыря оказалась свободной, и там с кофмортом размещались зрители, не имеющие доступа в фан-зону непосредственно перед сценой. Правда, все достоинства такого решения состоял в том, что прямо перед палаточным городком поставили сцену от спонсоров, где выступали юные коллективы. Несмотря на то, что среди них было много неплохих музыкантов, шум от их выступления напрочь перекрывал приятный ушам рок-фанатов гул от хэдлайнеров с основной сцены. А ведь, как ни крути, гости приехали на фестиваль ради маститых групп, а не новичков. Зато немузыкальных развлечений на территории на этот раз было гораздо больше, чем обычно. Каток с бесплатным прокатом коньков, батуты, площадка для волейбола, огромный твистер и многое другое.

Как обычно, зрители изощрялись в попытках пронести на территорию собственный алкоголь. Их можно понять — в ларьках можно было найти только пиво, причем в основном одной марки, да еще по завышенным ценам. На третий день хмельной товар распродавали по дешевке, но желающих приобрести его практически не осталось. Предприимчивые рокеры действовали по старинке — прятали бутылки с горячительным в спальники и рюкзаки, перекидывали через забор, зарывали на поле за несколько недель до начала фестиваля... Кого-то ловили с поличными, отбирали запрещенные продукт и грозили пальчиком, но большинству все-таки удавалось провизию пронести и спрятать в палатках.

Больная тема «Нашествия» — туалеты — понемногу «выздоравливает». Голубые кабинки никуда не исчезли и так же отпугивали трепетных барышень зловонием, однако на территории палаточых городков появились приличные санузлы с чистыми унитазами, туалетной бумагой и раковинами.

Что касается главной составляющей любого музыкального фестиваля, а именно артистов, то в этом году все, абсолютно все коллективы были на высоте. Или может все дело в том, что группы играли лучшие свои хиты, которые не могли оставить публику равнодушной? Долгожданные гости мероприятия, латышские музыканты из «Brainstorm» открывали «Нашествие» и заставили всех пуститься в пляс. Играли «Ветер», «Миллионы минут», «Maybe», «Только бы ты на меня посмотрела». Но самый трогательный момент приберегли под конец. Как потом рассказывал солист группы Ренарс Кауперс, за пару недель до фестиваля он получил на почту письмо, в котором незнакомый парень рассказывал о том, как его девушка любит «Brainstorm» и как бы он мечтал сделать ей предложение на их концерте. Недолго думая, музыканты поддержали идею и во время исполнения песни «Рамочка» вывели на сцену юную барышню, следом за которой вышле молодой человек, подарил ей букет, достал кольцо и перед многотысячной толпой предложил стать его женой. Она, конечно, согласилась.

Прямиком из Питера на фестиваль приехала группа «Пилот». Ребята вышли в тюремных робах и рассказали историю создания этого образа.

— Мы ехали в поезде и обсуждали в тамбуре концепцию тура, приуроченного к 15-летию группы, — поведал Илья Черт. — И все сокрушались, что, вон, некоторые группы уже 20, 30 лет на сцене играют, а мы всего 15, и как-то это маловато. И тут парень, стоящий к нам спиной, развернулся, оглядел нас и сказал: «Чуваки, не парьтесь! Пятнадцать лет — это реальный срок!»

Отсюда и родилась идея нарядиться в тюремные одежды и сделать слоганом тура фразу «Пятнадцать лет рока — это срок». Пилоты зажгли публику с первой песни: «Шнурок», «Неродина», «Осень», «Двор», «Нет вестей с небес», «Небо» и др. По традиции, перед «Сибирью» на сцену вышел хор представителей фан-клубов коллектива из разных городов и началось настоящее караоке.

Организаторам нельзя отказать в смекалке — расписание составляется так, чтобы был соблазн остаться на фестивале на все три дня. Именно поэтому Светлана Сурганова и «Ночные снайперы» всегда выступали в разные дни: их многочисленная армия фанатов гарантированно распределит свои планы так, что послушать и тех и других. В этом году Дианы Арбениной на «Нашествии» не было — «по личным причинам», как заявлет оргкомитет. Зато прекрасная Светлана Сурганова была на высоте и побаловала публику сюрпризами. На одной из песен на сцену вышли акробаты и принялись выделывать трюки на канате. Потом в зрителей полетели миллионы частит разноцветного конфетти. Кстати, сами поклонники Сургановой и ее оркестра никогда не приходят на концерты с пустыми руками. И даже на «Нашествии отличились» — в один момент несколько сотен человек раскрыли над головой белые зонтики. А напоследок забросали сцену розами.

Еще один распавшийся творческий дуэт тоже пришлось «развести» по разным дням. Речь идет о группе «Король и шут» и бывшем ее фронтмене Андрее Князеве, который сколотил собственный коллектив «КняZz». Их тоже развели по разным дням. Князь выступил в субботу, заслужив одобрительный рев фанатов. И это при том, что группу преследовали технические неудачи в виде лопнувшей струны и неполадок со скрипкой. Коллектив спел «Адель», «В пасти темных улиц», а также не приминул исполнить старые «Прыгну со скалы» и «Куклу колдуна». Вдобавок оказалось, что у жены Князя в субботу был день рождения, и солист не преминул поздравить ее со сцены и посвятить свое выступление любимой женщине. К слову, самим поклонникам вроде бы даже и все равно, кто из солистов «Киша» какие песни будет петь. У самих же музыкантов на этот счет сложилось особое мнение.

— Моя группа исполняет только те песни из репертуара «Короля и шута», которые я сам сочинил и записал, — объяснил позже Князь. — Даже на прошлых концертах часто бывало, что я исполял их один, в то время как Горшок отходил за кулисы попить пиво. Так что «Королю и шуту» осталось то, что было написано в соавторстве, поэтому в творчестве мы не пересекаемся.

Более того, Князь и Горшок не пересекаются даже лично — «Княzz» уехал с поля вечером в субботу, не оставшись на ночь. А в воскресенье на главную сцену в полном составе вышел «Король и шут» и дал жару всем присутствующим. Несмотря на то, что Михаил Горшенев с головой окунулся в создание мюзикла о демоне-парикмахере, со сцены «Нашествия» прозвучала только одна песня оттуда — «Счастье». В целом же Горшок тряхнул стариной: публика отрывалась под «Разговор с гоблином», «Лесник», «Дурак и молния», «Охотника», устраивала слэм под «Мертвого Анархиста». А в начале исполнения «Ели мясо мужики» Горшенев вдруг заголосил на древнерусском наречии и поинтересовался, нормально ли получилось? Поле отвечало нестройным воем.

Спустя 10 лет появился на «Нашествии» гуру русского рока — Борис Гребенщиков. Он был, как обычно, лиричен и немногословен. Впрочем, сам факт приезда на фестиваль патриарха рокеров был для них равнозначен едва ли не Второму пришествию. Наверное, если бы БГ просто вышел на сцену, постоял молча и удалился, его проводили бы овациями. Но Борис Борисович отыграл, как и положено, достойно.

А хедлайнеры «Нашествия» в буквальном смысле доводили публику до слез. В субботу ночью несколько часов собирали сцену для выступления ДДТ. Шевчук привез в чисто поле программу «Иначе», которую успел показать в разных городах России, а в Москве даже дважды. Зрелище получилось завораживающее — представьте огромную сцену, на которую проецируется потрясающе подобранный видеоряд. И на фоне этого громадного действа — маленькая фигура Шевчука, поющего о свобде, гражданском долге и Родине. Некоторые песни из «Иначе» уже знакомы слушателям по радиофиру — «Напиши мне, напиши», «Свобода». Большинство же композиций гости фестиваля слышали впервые, поэтому вдумчиво внимали рок-пророку, пытаясь уловить смысл. Уже после финальной композиции Шевчук вышел на бис и спел всенародно любимые «Родину», «Мама, это рок-н-ролл», цоевскую «Кукушку». На закрывающей сет «Это все» зрители в буквальном смысле утирали слезы на глазах.

Несмоненно, королевой рок-н-ролльного бала стала Земфира. Появилась певица эффектно — на вертолете. Поговаривают, что именно на нем она и передвигалась по территории, прилетев утром на репетицию и вечером непосредственно на выступление. Девочка-скандал спела «Деньги», Без шансов«, «Прости меня моя любовь», «Хочешь», «Блюз», «Прогулка». Расстроила всех заявлением тем, что здесь и сейчас последний раз исполнит песню «Ромашки», благодаря которой в свое время и заслужила любовь слушателей. Многие сетовали на то, что Земфира совсем исхудала. «Видимо, творчество все соки выжимает» — сокрушались в толпе. Прозрачная сетчатая футболка, надетая поверх черного бюстгалтера, только подчеркивала хрупкое телосложение рок-принцессы. Вообще Земфира все выступление не выходила из образа тонко чувствующей натуры с печальным взглядом и ранимой душой. Или это был не образ? Под конец раздались залпы салюта. Фейерфверки отвлекли зрителей от сцены, видимо этот эффект и ожидался, потому что Земфира тихо покинула подмостки, оставив публике возможность полюбоваться распускающимися в небе соцветиями.

Несмотря на то что в этом году количество участников фестиваля сократилось, качество от этого не только не пострадало, но даже улучшилось. Все потому, что каждой группе было отведено большее количество времени для выступления, чем обычно. И от этого после каждого сета складывалось впечатление, будто побывал на маленьком концерте.





Партнеры