«Геликон» превращается в призрак оперы

Конца и края нет скандальной реконструкции на Большой Никитской

Скоро славная «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана откроет 23-й сезон, увы, все там же — в неприспособленной высотке на Новом Арбате, продолжая грезить о вожделенном зрительном зале в своем же дворике усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Никитской. Конечно, жаль, что на этой «стройке» скрестились шпаги двух уважаемых организаций — бертмановского театра и «Архнадзора», но, господа, помахали кулаками — и будет, должен же возобладать здравый смысл. Однако теперь вопросы не к «Архнадзору», а к чиновникам...

Конца и края нет скандальной реконструкции на Большой Никитской
Основатель театра Дмитрий Бертман.

...Вроде бы сам Сергей Собянин поставил в этой истории точку, назвав жесткие сроки открытия основной сцены: проект ее реконструкции (тот самый — с «перекрытием» двора, с красным крыльцом усадьбы, которое станет ложей для почетных гостей) был утвержден Общественным советом при мэре Москвы, и к 2013 году обновленный театр должен был быть открыт. Остается четыре месяца — а там, по словам наблюдателей, «еще конь не валялся». Пишутся «во здравие» письма, что все, мол, чудесно и замечательно, «геликоновцам» обещают и улыбаются, но скорость принятия решений крайне медленная, притом что с легкостью в план реконструкции стаей встают театр Гоголя, Малая Бронная, «Современник» (причем суммы, заявляемые на иные «ремонты», мягко говоря, поражают воображение).

Сенатор (и бывший министр культуры) Наталья Дементьева познакомилась с «Геликоном» еще в 1997 году:

— Что я хочу сказать? Вообще нынешний Департамент культуры п/р Сергея Капкова работает положительно, быстро и ярко — это заметно, например, по различным праздникам, проходящим в парках, в усадьбах, т.е. Москва становится городом для жителей. И при таком большом хозяйстве, может быть, превалирует мнение, что оперы у нас и так много — и Большой, и Станиславского—Немировича-Данченко, и Музыкальный театр им. Сац...

— То есть не до оперы пока?

— Мне кажется, да. Но не надо забывать, что «Геликон» — театр уникальнейший, там поют буквально на всех языках. И с первых дней знакомства я поняла, что многие международные проблемы можно решить, встречаясь с дипломатами в крохотном фойе «Геликона» в Доме медика. Это стало общей традицией, правилом хорошего тона — высокопоставленных зарубежных гостей вести к Бертману послушать оперу на родном языке...

— Тем и печальнее, что они вынуждены ютиться на Новом Арбате...

— Разумеется, они как-то приспособили это здание, но все музыкальные люди немножечко морщатся: акустика оставляет желать лучшего, да и само помещение... не для этого было сделано. Причем никем не оспаривается ситуация, что талантливому коллективу надо помочь: архитектурное сообщество — «за», музыкальное и зрительское — двумя руками «за». Но ничего не делается. Пешком вечерами хожу от консерватории мимо этой стройки домой. В каком состоянии реконструкция — прекрасно вижу. Был всплеск — опять все замерло. Там относительно немного работы осталось, ее просто нужно делать.

— А то театр можно просто потерять...

— Меня давно удивляет, откуда Дима Бертман черпает уверенность, надежду и веру в то, что все получится. Это только благодаря хорошему воспитанию: ему привили любовь к Москве, к своей малой родине. Ведь основоположников «Геликон-оперы» всюду приглашают, они украшают собой лучшие оперные сцены мира, но... неизменно возвращаются домой, надеясь наконец поработать в родном здании.

Сам Дмитрий Бертман нынче завершает постановку «Фауста» в таллинской Национальной опере (20 сентября премьера), он удручен ситуацией с основной сценой — по документам все замечательно, а работы не идут уже полгода:

— Уже просто сил нет. Помещение на Арбате — это антитеатр! Нет ни одного репетиционного зала, нет ни одного класса для занятий, есть один этот конференц-зал и две гримерные на такую огромную труппу. Плюс два туалета: хор и оркестр в очереди в антракте стоят! А чтобы войти туда, мы каждый раз должны предъявлять пропуска, как на режимном предприятии, зритель должен с паспортом прийти в кассу, чтобы его только пропустили на второй этаж. Причем он должен пройти через киоски с лифчиками и всего подряд. Уж не говорю про сцену: вынос с нее декораций на улицу — это труд древних египтян. Когда идут спектакли — зритель вовсю слышит метро: поезд прошел — все трясется.

— Труппа стоически держится?

— Держимся вопреки, для того только, чтобы театр выжил. На всю жизнь запомнится этот кошмар... Понимаете, я не дорожу своим статусом — худрук я там или нет, я дорожу людьми, с которыми проработал всю жизнь, — это уникальные артисты, и эта золотая коллекция продолжает пополняться: это не просто «кто верхнее до возьмет», наши солисты — личности, по всему миру ездят... Ощущение, скажу честно, на грани. Все время в роли просителя... 7 лет уже сидим на Новом Арбате, хотя предполагалось, что закроют на 2 года (это сейчас «Современник» обещают на 2 года закрыть)!

— Давайте о хорошем: что новенького нас ждет в сезоне 2012–2013 годов?

— Среди моих постановок, кроме «Фауста» в конце сентября — «Иоланта» в Детском музыкальном театре им. Сац; затем «Запретом на любовь» Вагнера мы открываем сезон в «Геликоне» (комическая опера, действие которой как бы перенесено на эпохальную «геликоновскую» стройку), будет спектакль «КАЛЬМАНиЯ» к 130-летию И.Кальмана...

На сбор труппы «геликоновцы» очень ждут представителей Департамента по культуре Москвы, чтобы окончательно прояснить сроки открытия основной сцены.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру