«Место встречи» продолжать нельзя

Станислав Говорухин высказался о нашем кино, оппозиции и президенте

Фестиваль отечественного кино «Московская премьера», одним из организаторов которого является «МК», закрывается 2 сентября. Но уже сейчас можно сказать, что одной из самых популярных его программ стала «Великолепная семерка «МК». Лучшее за 10 лет». Ее показывали в киноклубе «Эльдар». Что не сеанс, то аншлаг. Особенно много народу собралось — публика стояла, сидела и почти лежала даже в проходах — на фильм-победитель «Московской премьеры»-2007 «Артистка» Станислава Говорухина. Станислав Сергеевич был растроган таким теплым приемом. В этот вечер  мы успели о многом поговорить. В беседе участвовал и младший Говорухин — внук Василий, восьмиклассник. А началось с неожиданного — почти анекдота из жизни семьи режиссера:

Станислав Говорухин высказался о нашем кино, оппозиции и президенте
Говорухины: Василий и Станислав.

— Я свои фильмы никогда не пересматриваю. Разве что случайно по телевизору. Недавно вот рисую, а в соседней комнате Галя (жена Станислава Сергеевича. — О.Г.) восхищается: ой, какой я фильм смотрю! Выхожу с кистью в руках. На экране скачут лошади, падают, сумасшедшая природа, какие-то совершенно незнакомые артисты, и вдруг — Сашка Абдулов. Говорю: «Галя, это же „Дети капитана Гранта“!» Она хохочет. Минут через семь только понял, что это же я снимал. И без всякой компьютерной графики все сделано.

Внук Вася комментирует: «Мое мнение, что современному режиссеру логичнее потратить деньги на рекламу, чем по-настоящему все снимать».

Говорухин, попыхивая неизменной трубкой:

— Устами ребенка глаголет истина! Совершенно верно, сегодня по-настоящему ничего делать не хотят, лучше потратятся на рекламу.

— Когда появилась «Артистка», мне показалось, что возник новый тренд, сейчас все кинутся снимать добрые, жизненные комедии про нормальных, хороших людей. Почему этого не произошло?

— Начнем с того, что никто этого фильма тогда не видел. Он шел от силы два дня в 30 кинотеатрах Москвы, в залах сидели по 4–5 человек, и его быстренько сняли с экранов, конечно. Моя публика, которая пришла сейчас на «Московскую премьеру», в кино-то в обычное время не ходит, билеты очень дорогие. Сегодня доступа на экран нормальному, а тем более хорошему фильму, в общем, нет. И не потому, что никто прокатывать не хочет, а потому, что в кино ходят в основном дебилы, им требуются дебильные фильмы. Американцы хотя бы чувствуют, что нужно тинейджерам. А российские-то фильмы, которые пользуются успехом в прокате, еще хуже! Вот «Шпион», например, это же абсолютный бред! Или «Матч» какой-нибудь. Отношения к искусству кино никакого не имеет, да и сам уровень рассказа — для дошкольников. Ситуацию в кинотеатрах, где сидят зрители-потребители, совсем с другим вкусом и иными запросами, жующие попкорн, исправить невозможно.

— Никита Михалков предложил выбрать 100 лучших фильмов и показывать их в школах — как вы к этому относитесь?

— Ничего это не даст. Преподавать некому. Да и какой ребенок будет смотреть, скажем, фильм Барнета «Окраина»?..

— Вы недавно возглавили кинофорум в Питере, что там будете показывать?

— Я уже отказался. Кстати, вице-губернатор питерский приезжает в Москву, будет, наверное, меня опять убеждать, но я не хочу. Дима Месхиев, который меня уговорил, вышел из Комитета по культуре, что ж, я один должен отдуваться? Все вопросы будут к президенту фестиваля, а он даже в его подготовке не участвовал. Разумеется, я тут же ушел.

— Разве вам не хочется иметь свой фестиваль?

— Я его имел. Я сделал лучший фестиваль за всю историю нашего фестивального движения — «Золотой Дюк» в 1988 году, из него уже вылупились все остальные. Помню, когда мы его готовили, каждый день встречались — я, Юлий Гусман, Армен Медведев, обсуждали, все продумывали, обменивались идеями, это была серьезная, основательная работа.

— А в кино вы ходите? Новые наши фильмы смотрите? Нравится что-нибудь?

— Я смотрю все. Мой любимый наш фильм сегодня — «Кококо» Дуни Смирновой. Но плохого гораздо больше. «Высоцкий» — подлый, противный фильм. Из жизни великого поэта взяли два самых поганых дня, да еще и наврали. Да еще в главной роли, в сущности, не артист, а посмертная маска, надетая на человека.

— Вам самому никогда не хотелось сделать фильм о Высоцком?

— Хотелось когда-то, но я не нашел ход, а поступить так, как его сын Никита, я бы не мог.

— Одно время много писали, что будет продолжение лучшего отечественного сериала «Место встречи изменить нельзя».

— Это без меня. Со мной никто не советовался, ни о чем не спрашивал, откуда эти слухи — не знаю.

— Давайте про политику. После того как вы побывали начальником предвыборного штаба, что-то изменилось в вашей жизни, новая страница жизни как-то продолжилась?

— Страница как страница. Хотя получше многих других. В последний день я даже пожалел, что все закончилось в один тур. Думаю: черт, так интересно было!

— Как вы относитесь к оппозиционному движению, к митингам и протестам?

— Вижу в этом большую опасность для страны. Ну а что делать? Она все равно погибнет. Сколько криков повсюду, что Путин закручивает гайки, а на самом деле все видят, что ничего он не закручивает, а скорее наоборот. Большинство грамотного населения и даже иностранцы упрекают Путина в том, что он недостаточно решителен. На самом деле происходит откручивание всех гаек и винтиков, которые скрепляют части государственной машины. Это кончается всегда одинаково — крушением и распадом.

— Ладно, вернемся к более приятной теме — к кино. Когда ждать ваш новый фильм «Уик-энд»? Это ведь ремейк «Лифта на эшафот» Луи Малля?

— Луи Малль тут ни при чем. Он использовал сюжет известного романа Ноэля Калефа, написанного в 1956 году. И я тоже, но по-своему.

— Чем эта старая книга вас привлекла?

— А что меня привлекло в романе Агаты Кристи «Десять негритят»? Таинственная атмосфера, увлекательно читать. Захотелось сделать интересное кино. Артисты сыграли хорошие: Катя Гусева, Максим Матвеев, Виктор Сухоруков, Александр Домогаров. Фильм готов, но что с ним будет, я пока не знаю. Прокатывать его я не собираюсь, без денег на рекламу в этом нет смысла.

— И все-таки не теряете желания снимать?

— Я делаю кино для себя, для своих друзей, а моя публика, как я уже сказал, к сожалению, в кинотеатры сегодня не ходит. Но, может быть, как сказано у Пушкина, «не пропадет наш скорбный труд», когда-нибудь он пригодится.

Сюжет:

Кинофестиваль «Московская премьера»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру