Конец новатора в музыке

Фестиваль «Другое пространство» скоро откроется в Москве

23 ноября 2012 в 19:07, просмотров: 2415

...Как современный арт перестал быть полуподвальным искусством, заполнив собою лучшие (вплоть до Манежа) площадки Москвы, так и актуальная музыка (правда, более медленными темпами) «перестает кусаться», вызывая в людях самый естественный интерес уже почти без ореола радикализма... и как пример тому — фирменный филармонический фестиваль «Другое пространство» (третий по счету), который пройдет с 7 по 9 декабря в Зале им. Чайковского (и, разумеется, в Камерном зале).

Конец новатора в музыке
фото: ru.wikipedia.org

Программа наивкуснейшая, учитывая уровень «исполнительских кадров», среди которых — «ударный ансамбль» Марка Пекарского, замечательный OPUS POSTH Татьяны Гринденко, «Галерея актуальной музыки», Госоркестр имени Светланова, бельгийское Гуйвартс-трио, польский дуэт ElettroVoce... В сухом остатке — 10 концертов, в которых прозвучат 8 мировых и 9 российских премьер.

Об атмосфере действа нам рассказал известный музыковед (и куратор фестиваля) Рауф Фархадов:

— Традиционный вопрос — чем «Пространство» отлично от прочих форумов?

— Фестиваль ориентирован не на какую-то узкую прослойку авангардных авторов или одно направление, но охватывает широкий спектр музыки, связанной с «измами» — авангардизм, пост-авангардизм, минимализм... То есть все тенденции, которые были преобладающими в искусстве радикального толка в XX — начале XXI вв., находят отражение в концепции фестиваля, что мне очень близко по мироощущению. И вообще панорамный объем форума вырисовывает удивительную картину...

— А именно?

— Чем дальше мы отодвигаемся от XX века, тем больше в нем выявляется — к счастью! — не противоречивых, не взаимоисключающих, не отталкивающих, не полярных факторов (хотя все они некогда имели место), но гомогенная общность музыки... вот как говорим о музыкальной общности произведений XVIII, XIX веков (при всей условности терминов), так и сейчас обнаруживаем однородность века двадцатого, наблюдая его в объеме.

— А как обстоят дела в музыке на сей день?

— Вот это фестиваль и пытается объяснить. Когда ты своим ухом обозреваешь всё многообразие «новой» музыки, то приходишь к пониманию, что кончилось время не композитора (как пишет Владимир Мартынов), а новатора. Это важнейший посыл. За последние лет тридцать каких-то радикальных новаторов (имевших место в 50-60-е и начале 70-х), мы уже не наблюдаем. И это, возможно, к лучшему: ты занимаешься музыкой, а не бесконечным изобретательством; возвращаешься ко времени потерянных смыслов, а не пытаешься лишь удивлять и эпатировать...

— Как вы считаете, остается ли проблема в публике — которая ходит или не ходит, понимает или не понимает?

— Убежден, проблема не в слушателях, а в самих нас — музыкантах академического направления, которые все время изолируют сами себя, живут в узкокелейном сообществе. И вот такие фестивали как «Другое пространство» эту изоляцию отчасти снимают — во-первых, это престижные залы в центре Москвы; к тому же недорогие билеты... Мы должны стараться воспитать просвещенного интеллигента, за него бороться: время такое, что уже нельзя уступать площадку попсе.

Подчеркиваем еще раз — фестиваль очень демократичный, смысл его — воссоединить интересы меломана, композитора и исполнителя в одном месте и в одно время, это не закрытый клуб «для своих», но как раз, скорее, отрицание любого свояченичества... Здесь не принято акцентировать внимание на отдельных событиях, но то, что уровень фестиваля «докатился» до Зала им. Чайковского и Госоркестра им. Светланова, — нельзя не отметить: итак, 8 декабря первый оркестр страны (за пультом Фёдор Леднёв) играют опусы Бориса Чайковского (Музыка для оркестра), Джона Кейджа (Seventy Four), Тору Такемицу (Twill by Twilight), Яниса Ксенакиса (Keqrops) и Лигети (Lontano). Солист — Михаил Дубов (фортепиано).

Также пройдут концерты гостей — бельгийского струнного Гуйвартс-Трио (Кристиан Рулс, Крис Маттинссенс, Питер Стас) и польского дуэта ElettroVoce (Агата Зубель, голос и Цезарий Духновский, фортепиано, электроника). В программах — произведения самих исполнителей и других современных авторов.

А в Камерном зале Московской филармонии 8 декабря (начало в 17.00) прозвучит целый букет столичных премьер от таких авторов, как Георгий Дорохов, Се Хёнг Ким, Александр Маноцков, Алексей Сюмак etc. в рамках проекта «Чайковский. „Детский альбом“ — 130 лет спустя» (автор проекта — Сергей Зятьков, играет Московский ансамбль современной музыки).





Партнеры