БГ устроил настоящий хаос

Борис Гребенщиков: «Впервые в истории моих занятий музыкой мы повторили песню на бис»

Борис Гребенщиков, которого называют теперь не иначе, как легендой отечественного рока, выступил с единственным концертом «ВОЛХВЫНЕВЫ» на сцене Капеллы Санкт-Петербурга с ее Симфоническим оркестром под управлением Александра Чернушенко. В двух отделениях были представлены ранее не исполнявшиеся произведения БГ для симфонического оркестра, а также хорошо знакомые песни в аранжировке трубача и композитора Вячеслава Гайворонского.

Борис Гребенщиков: «Впервые в истории моих занятий музыкой мы повторили песню на бис»
Борис Гребенщиков

Нынешний год проходит под знаком 40-летия группы «Аквариум», и на этот раз, помимо оркестра Капеллы, в выступлении были задействованы друзья БГ со всей земли: от Испании до Индии. Представитель последней играл на индийских гуслях и радовал глаз аутентичными костюмами, а слух — редкой красоты голосом. Своим обликом он напоминал дервиша, впадающего в транс.

Первое отделение обошлось практически без участия БГ. Он вышел только с приветственным словом и пообещал в финале сюрприз. Так что после первого отделения было немало разочарованных поклонников Гребенщикова. Тем более, что многие его знаковые песни в версии симфонического оркестра и экзотических исполнителей на барабанах и гуслях оказались неузнаваемы и многое потеряли, лишившись авторской интонации. Только во втором отделении, как было сказано, «добрались до оригинала». БГ расположился вдали от авансцены, где-то у органа, за арфой, так что для многих оказался невидим. Публика с энтузиазмом принимала теперь уже в аутентичном варианте хиты «Пока несут сакэ», «Новую песню о Родине», «Дубровского», интерлюдию из альбома «Беспечный русский бродяга». Предполагалось исполнение буквально пяти-шести песен с финальной премьерой «Фавна» (это и был сюрприз), который еще называли «Послеполуденным отдыхом Фавна». В аранжировке британского композитора, присутствовавшего в зале.

Единого финала не получилось, он бесконечно растягивался, пришлось петь на бис, причем не раз. «Фавн» прозвучал дважды. Зал воспрял и получил то, для чего собирался. Происходящее на сцене БГ обяснил последствием ступенчатого хаоса. Началось, по его словам, все с культурного хаоса. Тот перерос в хаос симфонического оркестра. Затем последовало еще несколько подвидов, вплоть до «простого народного хаоса». И наконец, случился «настоящий хаос».

После концерта, когда ручеек поклонников иссяк, мы расположились с БГ на плюшевом диванчике. «Артист устал», — говорили за кулисами. Так оно и было. Мучить его расспросами совсем не хотелось.

— Борис Борисович, в каких муках рождался этот концерт?

— А зачем муки? Они не обязательны. Никаких мук.

— Но это же первый для вас подобный опыт? Неужели все оказалось легко и просто?

— Ничего простого не было. Песня писалась и ждала своего времени около восьми лет. Аранжировка делалась в течение лет двух. А в последние полгода она осуществлялась очень активно и была в итоге записана с Королевским симфоническим оркестром в Лондоне. И сегодня состоялось ее первое исполнение. Также впервые в истории моих занятий музыкой мы повторили песню на бис. Такого не было никогда.

— Какое ощущение вы испытали, находясь на сцене с симфоническим оркестром?

— Я последние полгода занимался этим все время. Так что состояние более или менее привычное.

— Понятно, что полет творческой фантазии не поддается объяснению. И все же, почему вдруг возник «Послеполуденный отдых Фавна»?

— А почему вначале было слово?

— Появление на сцене ваших друзей, прекрасного индуса с гуслями стало чистой импровизацией? Даже в Капелле не знали, что нечто подобное произойдет?

— Вообще-то это друзья Славы Гайворонского. Это целиком его идея. А то, что они выйдут в нашей песне, я знал и приветствовал. Немножко хаоса всегда помогает.

— Хаос рождался по ходу дела на сцене или же вы его срежиссировали заранее?

— Я знал, что он будет.

— Опыт повторится или же мы станем единственными очевидцами вашего эксперимента?

— Если не придет в голову чего-то нового, это так и останется одноразовой акцией. Не исключено, что дальше события будут развиваться так, что мы что-то еще сделаем с оркестром в той или иной форме. Все может быть, поскольку есть такой замечательный коллектив в Капелле, и мне нравится, как его музыканты играют, и есть замечательный дирижер Александр Чернушенко, которого оценил и мой английский коллега.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру