Российское кино с открытым финалом

Сергей Сельянов: «Можно сказать, что на встрече с Сурковым мы пришли к компромиссу»

Кажется, государство взялось за кино всерьез. Пока депутаты один за другим выдают инициативы разной степени утопичности — вроде предложения ввести квотирование для российских фильмов в прокате — в кабинете Владислава Суркова прошло заключительное совещание, после которого остался ворох неуловимых поправок и два промежуточных итога. Первый: фонд кино остается работать на правах экономического агента минкульта. Второй: политика господдержки самого минкульта по-прежнему остается неясной.

Сергей Сельянов: «Можно сказать, что на встрече с Сурковым мы пришли к компромиссу»
Сергей Сельянов

- Никаких особых изменений не произошло, - рассказал «МК» сразу после совещания продюсер Сергей Сельянов. - Произошло перераспределение денег в пользу министерства культуры. Теперь это примерно 50 на 50, а не два к одному, как было раньше. Плюс приняты некоторые новые инструменты в работе фонда. Так, треть денег фонда (примерно миллиард рублей — Н.К.) теперь будет работать по возвратной модели, при которой продюсеры обязывают себя вернуть от 50% до 100% денег, полученных на производство или продвижение фильма в прокате.

- А чем будет заниматься минкульт?

- Этот вопрос мы задавали, но ответа на него не получили. За минкультом по умолчанию остаются все те же дебюты, анимация, документальное и авторское кино. А что еще — это практически не обсуждалось, причем принципиально. Хотя этот вопрос нас интересует. Тем более что на совещании было решено снять ограничение на финансирование из двух источников: теперь одна и та же компания может по одним проектам обращаться в фонд, а по другим — в минкульт. Поскольку фонд теперь однозначно должен делать только зрительское кино.

- С какого момента начинает работать новая система?

- Со следующего финансового года. Причем принимается она только на год, а там — «опять посмотрим». Естественно, при довольно больших сроках производства фильма, это неудобно. И люди это осознают, но, тем не менее, что будет дальше, пока неясно. Поживем-увидим.

Подводя итог встрече, Сергей Михайлович со вздохом заключил: «Можно сказать, что мы пришли к компромиссу». Ту же мысль по-своему сформулировал руководителя Аппарата Правительства Денис Молчанов на брифинге после совещания: «Принятый вариант финансирования для всех оказался достаточно комфортным».

При этом можно с определенной долей уверенности заключить, что до реального компромисса еще далеко. Минкульт определенно будет усиливать давление на киноотрасль, сосредотачивая в своих руках все больше инструментов влияния. А кинематографисты продолжат отстаивать независимость, прекрасно понимая, что в любом случае без господдержки им не обойтись.

Занять чью-то позицию в данном случае крайне сложно. Приходится выбирать между руководством минкульта, славящимся увлечением идеологической риторикой, и институтом «мейджеров» под маской Фонда кино, который, по словам того же Суркова на совещании 22 ноября, себя не оправдал в полной мере.

Первый раз кинофикацию пытались отдать на откуп отделам культуры на местах еще в советское время. Очевидцы вспоминают, как у кинематографистов отбирали «лимиты на бензин», урезая излишки в пользу театров, которым тоже надо было ездить на гастроли. Но расцвет нововведений пришелся на новейшую историю. В 2000 году кинематографистов лихорадило не меньше, чем теперь. Тогда встал вопрос: быть или не быть Госкино? Поползли слухи о его объединении с Министерством культуры. Решения принимались в Белом Доме, собрание тогда проводила Валентина Матвиенко. С поста директора «Ленфильма» к тому моменту отозвали Александра Голутву. Никита Михалков выдвигал своего кандидата, которого не хотели поддерживать хотя бы по той причине, что это человек Михалкова. Люди были так же мало информированы, как и теперь. Не знали — будет вообще Госкино или нет? Не понимали, почему Минкультуры будет рулить такой специфической и совершенно отдельной отраслью, как кино. Тогда, как и сейчас, все решалось в кулуарах. Но активность была совсем другой — кинематографисты бились до последнего. Не только писали открытые письма Владимиру Путину, но даже выходили на улицу.

Тогда же во дворе Госкино прошел многочисленный митинг. Дошло до того, что в какой-то момент люди взобрались на настоящий грузовик времен войны, взявшийся неизвестно откуда из фондов «Мосфильма», как декорация к фильму о событиях еще совсем недавней истории. И с него, подобно Ленину, взывали к коллегам Савва Кулиш, Игорь Масленников, Эльдар Рязанов, Наталья Фатеева. Грудью были готовы защищать Госкино.

Сегодня подобную активность трудно себе даже представить, хотя кинематографисты — народ горячий, а кинематограф — не только зона повышенных денежных потоков, но и территория инфарктов. Здесь все доходит до крайности. Отрасль эта особенная, требующая не только больших затрат, но и особых производственных знаний, и вершить ее судьбу должны исключительно компетентные люди, а не дилетанты. У нас же правят бал все чаще неофиты.

Кинематограф, конечно, не погибнет — он и не такое переживал. Но в очередной раз будет отброшен назад. Новые люди непременно желают как-то иначе распределять денежные потоки, для чего создаются новые подразделения. Сегодня уже никто и не вспомнит, что совсем недавно существовало Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а ведь от него зависели судьбы людей. Всякий раз, когда происходит очередная реорганизация в киноотрасли, приостанавливается финансирование, не запускаются новые проекты, встают на неопределенный срок уже запущенные. Жизнь затихает. И только чиновники, как и прежде, шелестят бумагами. Одни распаковывают чемоданы — другие собирают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру