У Никитских ворот не хоронят за плинтусом

Первую премьеру сыграли на новой сцене театра «У Никитских ворот»

Ею стала пьеса по знаменитой повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Даже странно, что повесть начала 90-х Москва поставила чуть ли не самой последней — отметились и Питер, и Красноярск, и даже Тюмень. С подробностями с премьерного показа обозреватель «МК».

Первую премьеру сыграли на новой сцене театра «У Никитских ворот»

Зал забит, на приставном стуле у стеночки нашел место себе сценограф Станислав Морозов. Поскольку занавеса нет, на сцене виден плод его трудов: две кровати, буфет, стол с парой стульев вокруг него… Здесь же детские игрушки — вполне бытовая декорация у этой страшилки из детства, написанной Павлом Санаевым, тогда еще выпускником сценарного факультета ВГИКа, по собственным воспоминаниям.

А вот и он сам пробирается в четвертый ряд с симпатичной брюнеткой. Знаю, что он не очень хорошего мнения о фильме Снежкина по своей повести. Что скажет про премьеру автор, профессионально связанный с кино?

А между тем Марк Розовский с первой же сцены заявляет дважды, нет, трижды кинематографический прием: первое — экран с перфорацией по заднику, второе — фрагмент популярнейшей песни из культового кинофильма «Земля Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он…» И третье — молодой человек, похожий на удивленного щенка, на авансцене сообщает залу, что пишет сценарий про свое детство, таким образом задает правила игры — вполне взрослый артист (Александр Чернявский) играет 8-летнего мальчика.

Так вот, мальчик, значит, лежит на железной кровати под пуховым одеялом, вечно болеет… С противоположной стороны за ширмой крупный мужчина недовольно ворочается с боку на бок. В движении лишь одна фигура — женская: синий байковый халат в желтых ромбиках, подпоясанный по талии, чулки в резинку неприятного цвета (песок с горчицей) и неподтянутые, по-домашнему стоптанные тапки. Седые волосы не причесаны, хотя видна попытка уложить их в косу вкруг головы, как у Юлии Тимошенко (только кто ж теперь помнит эту отчаянную дивчину!).

— Детонька, сними штаны, открой попку, я тебе свечечку вставлю.

— Бабонька, не надо свечку. Я в парк хочу, на аттракционы, — канючит «мальчик».

— Шоколадку съешь, супрастинчику потом выпьешь… А ты? (Сурово.) Что ты делаешь? Все лежишь? — это она уже мужчине за ширмой.

Повесть Павла Санаева, инсценированная Марком Розовским, о любви, от которой всем плохо — и объектам, и субъектам. Будь бабка садисткой, все было бы куда проще. Любовь бабушки к внуку и собственной дочери, у которой она отняла сына во имя все той же любви, выглядит как война, как борьба, в конечном счете как ненависть. Помню, когда я читала эту повесть в журнальном варианте, ощущение боли разрывало мой организм: так подобрал слова и сплел их Санаев, что душили они непридуманной правдой и неисправимостью жизни. Однако Марк Розовский жутковатой детской истории подобрал симпатичную и невинную рамочку — звуковую. «А снег идет, а снег идет…», «Увезу тебя я в тундру…» и прочие шлягеры 60–80-х льются как из радиоточки в обычной московской квартире. Песни не отвечают за людскую глупость, эгоизм и слепую любовь. Но горькой истории добавляют абсурда и юмора — его хватает.

Центр и магнит квартиры — бабушка. Только актриса, ее играющая, определит успех или неуспех спектакля по Санаеву. В данном случае Розовский назначил на эту роль Галину Борисову, артистку странную во многих отношениях. У нее обычная, без особой фактуры внешность. Существование в жизни тоже не актерское: избегает всякой публичности, категорически не дает интервью, и это не каприз, а позиция: суета — не ее стиль. И на сцене Борисова — как женщина из жизни: никаких приемов — ни особых голосовых (хотя интонация ее голоса особенная), никакой экспрессии в движении. В ее игре — только судьба, только характер. И оттого как-то совсем неуютно. И от этого — восторг. Она задает планку игры и градус существования другим актерам. Я даже припомнила несколько таких бабушек, которые своей любовью и заботой уничтожали или пытаются уничтожить личность маленьких мальчиков и девочек, ломали и ломают судьбы собственных детей.

После спектакля первый вопрос Павлу Санаеву:

— Не больно еще раз возвращаться в детство?

— Знаете, так было, когда я первый раз смотрел спектакль в Питере, в «Балтдоме». Сейчас я стараюсь смотреть отстраненно. На репетиции ни на одной не был и считаю себя не вправе вмешиваться в работу режиссера. Мне интересно было.

Марк Розовский:

— Жизнь детей в среде, где нравственные устои размыты, часто превращается в пытку. И то, что мы называем счастливым детством, оказывается неисполнимой мечтой. Самое страшное, что нас воспитывали, допуская ошибки, — мы помним о них, а когда начинаем воспитывать своих детей, то повторяем эти же самые ошибки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру