День рождения русского балета

В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко отметили 275-летие Вагановской академии

У входа в театр Станиславского и Немировича-Данченко толпы балетоманов, жаждущих получить заветный «лишний билетик». В зрительном зале целые ряды свободных мест. Благотворительный гала-концерт «Три века русского балета» празднующий в Москве 275-летие Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой - мероприятие статусное, проходившее под патронатом Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, лично приехавшего в Москву. Билеты на него в продажу не поступали.

В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко отметили 275-летие Вагановской академии

В зале полно официальных лиц: от Валентины Матвиенко до Виктора Христенко и Эльвиры Набиуллиной. Ждали и более высоких гостей. Однако премьер юбилей благополучно проигнорировал, отрядив вместо себя жену – Светлана Медведева известная любительница балетного искусства и охотно посещает мероприятия подобного рода. И не зря – дату отмечали хоть и не круглую, но почтенную. Вагановская академия – театральное учреждение, старейшее не только в стране, но и в мире (старше только Парижская опера), возрастом превосходящее такие государства как США. А выпускники её сплошь легенды мирового масштаба – достаточно назвать Вацлава Нижинского, Анну Павлову, Галину Уланову, Джорджа Баланчина, Рудольфа Нуреева или Юрия Григоровича. К тому же в таком представительном составе академия на улице Зодчего России посещала Москву лишь четверть века тому назад.

   Чтобы присутствующие прочувствовали важность момента режиссер вечера Юрий Лаптев напустил официоза: начали с канта XVIII века «Радуйся, Русско земле» пропетой хором имени Свешникова, в конце грянул «Гимн великому городу» - то бишь Санкт-Петербургу.  Концерт же постановщик построил как театрализованное действие, не упустив важных этапов в развитии академии: например указа императрицы Анны Иоанновны собственноручно определившей в «танцевальную школу» 12 девочек и 12 мальчиков, число в два раза большее чем указал в челобитной французский балетмейстер Жан Батист Ланде – основатель училища. Уж очень любила царица, решившая превратить Петербург в «Северный Париж», балы, маскарады с фейерверками и прочее  веселье. А менуэты и кадрили, которым Ланде выучил юных кадетов  из Шляхетского корпуса, где служил поначалу, вообще вызвали восторг русской правительницы. Августейшее «повелеваю», как и другие исторические документы высвечивались на специально подвешенном занавесе-экране, а когда он поднялся, маленькие воспитанники академии переодетые в камзолы, платья и парики по образцу XVIII века под скрипочку танцевали менуэт. Августейший указ об открытии «Танцевальной Ея Величества школы»  помечен 4 мая 1738 года – этот день и считают днем рождения русского балета. Основные торжества ещё впереди, перед нами лишь московская прелюдия.

  Конечно, в большей степени на концерте были представлены не нынешние ученики «Вагановки» занятые в основном в многонаселенных балетных эпизодах, таких как «Розовый вальс» из «Щелкунчика», а её знаменитые выпускники - артисты Мариинки, обученные по методике великого педагога Вагановой осмысленности и выразительности движений. Ульяна Лопаткина, воспринимаемая многими символом современного русского балета, безупречно танцевала так же номера-символы – «Умирающий лебедь» и па-де-де из «Эсмеральды». Фарух Рузиматов на фоне огненного шара отчаянно шаманил в «Болеро». Но не Бежара, а Николая Андросова, которое и смотрелось бледной копией с бежаровского шедевра. Розовощекий Ромео Владимир Шкляров настоящим живчиком лихо покрывал сцену Стасика отличными прыжками, не забывая подарить поцелуй своей Джульетте – Олесе Новиковой. Сцена у балкона вышла у артистов убедительно, искрящейся радостью и трепетностью напоминая роденовскую «Вечную весну».

   Воспитанников училища работающих сейчас в зарубежных компаниях наскребли немного. Американский балетный театр (ABT), а заодно и Маринку, представляла Диана Вишнева и единственный на вечере не «вагановец», а ученик бразильских, американских и кубинских педагогов, звезда американского балета  Марсело Гомес. Их пылкий любовный дуэт из балета «Манон» Кеннета МакМиллана стал, пожалуй, «гвоздем программы» - градус  страстей  которые выдавали жгучий бразильский мачо и «венец творенья дивная  Диана» местами достигали настоящей  «точки кипения».   За Венскую оперу отвечали покорившая ценителей своими удлиненными линиями Ольга Есина и её партнер Владимир Шишов. Артисты эффектно станцевали чудное адажио из «Летучей мыши» Ролана Пети, в котором обманутая жена отрезает ножницами своему загулявшему супругу прилепленные сзади  крылышки летучей мыши, чтоб тот больше не «летал» на сторону.

   В общем, вечер удался. Не докрутив фуэте, оконфузилась на нем лишь Кристина Шапран, показав, что вращения - слабая её сторона. Но, для недавней воспитанницы Вагановской академии, впервые принимающей участие в таком престижном гала, это простительно. Спас па-де-де из балета «Корсар» партнер перспективной артистки, танцующий балетный директор Стасика Игорь Зеленский – по прежнему элегантный и  захватывающий публику своим исполнением.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру