У музыкального театра проблемы с сердцем

Хореограф не нужен нашему мюзиклу?

В понедельник вечером вручили премию «Музыкальное сердце театра» тем, кто развивает у нас нелегкий и высокобюджетный  жанр мюзикла. Более нелепой и провинциальной церемонии мы давно не наблюдали. С подробностями — обозреватели «МК».

Хореограф не нужен нашему мюзиклу?
«Ленька Пантелеев. Мюзикл» — признан лучшим спектаклем.

Премию «Музыкальное сердце театра», которую организаторы позиционируют чуть ли не как аналог знаменитой американской Tony Award, раздали на сцене театра «Новая опера». И удивительное началось с самого начала. Музыкальная премия шла без живого оркестра, под фонограмму, которая била по ушам так, что многие закрывали их ладонями. Не говоря уж про то, что два номера, разбавлявшие говорильню церемонии, дети и взрослые артисты исполняли под плюс. Позор!!! Закадровый голос вдруг начинал «буратинить», а те, кто вручал скрипичный ключ, зачем-то вонзенный в сердце, временами попадали в неловкое положение. Так, Наталья Громушкина, открывшая конверт с номинацией «Хореограф», фамилии такового не обнаружила — ее даже не поставили в известность о решении жюри премию хореографу не давать. Если хоть немного понимать в жанре мюзикла, то оторопь возьмет: не может быть мюзикла без пластики, без движения, это почти то же самое, что проводить конкурс балета, а хореографа вычеркнуть. Но это еще не все — нет номинации «Звукорежиссер». А как получилось с Долиной и Харатьяном?! Было ощущение, что номинацию для них — «Партнерство» — придумали на ходу. И скорее потому, что две звезды почтили своим присутствием церемонию. Таким образом, их работу в мюзикле «Любовь и шпионаж» неэлегантно прокатили.

В списке номинантов много реально достойных спектаклей, представленных за последнее время в российских театрах. Правда, в какое такое последнее время — вопрос туманный, поскольку премия вручается нерегулярно. Зато ясен принцип рассмотрения спектаклей: по заявкам трудящихся. Компания «Стейдж Энтертейнмент», которая вот уже много лет занимается продвижением на российском рынке высококачественных калек и адаптаций классических и новых бродвейских мюзиклов, заявку не подавала. Почему — вопрос к продюсерам.

Но, похоже, что степень профессионализма экспертов вызывает сомнение у профессионалов, владеющих технологией создания мюзикла не понаслышке и не путем просмотра парочки спектаклей на видео. Это как если представить, что экспертизу, ну, скажем, автомобиля BMW X5 xDrive30d SPECIAL EDITION предложат провести автослесарю Коле из ближайшего шиномонтажа, не в обиду Коле будет сказано. Одним словом, «Стейдж Энтертейнмент» со своими спектаклями в «Музыкальном сердце театра» не представлена. И это ущербно — прежде всего не для «Стейдж Энтертейнмент», а для МСТ.

Номинантов много: постановочные группы аж трех версий «Алых парусов» Максима Дунаевского — новосибирская (реж. Чусова), пермская (реж. Борис Мильграм) и екатеринбургская (реж. Стрежнев). Из Новосибирской музкомедии — «12 стульев» Геннадия Гладкова в постановке Александра Лебедева, из Питерской музкомедии — «Бал вампиров» (адаптация постановки Романа Поланского), из Москвы — «Огниво» Терезы Дуровой, «Граф Орлов» Московской оперетты, «Любовь и шпионаж» опять же Дунаевского, «Фанфан Тюльпан» и «Дороги, которые мы выбираем» Андрея Семенова.

Каким-то образом попали и «иностранцы» — «В джазе только девушки» (Одесса) и «Вестсайдская история» (калька классики, сделанная в Минске). И еще один спектакль, выбивающийся из списка своей неформатностью и «залетностью» из какого-то другого, невербализуемого жанра — «Ленька Пантелеев. Мюзикл», спектакль питерского ТЮЗа. Забегая вперед, скажу, что именно этот спектакль был объявлен лучшим. И он действительно лучший. Только вот в каком жанре? Неудивительно, что «Леньку» номинировали и на «Золотую маску», причем не по музыкальному, а театру драматическому. Наверное, для подобных явлений, которые осуществляют прорыв во что-то небывалое, жанровая принадлежность не столь уж и важна.

А для мюзикла это важно — соответствие жанровым критериям. А здесь пошли сбои. Жюри откровенно шло по пути наименьшего сопротивления — казалось, что принципом стала детская присказка про сороку: «Этому дала, этому дала...» Каждому спектаклю — по одной, от силы две премии. Только «Бал вампиров» оставили с носом. Нет, дали одну — актеру Ивану Ожогину (еще бы не дать — его уже в Берлин пригласили играть в тамошней версии). Из постановочной команды — никому! Но — таковы правила игры: у нас главное не песня, у нас главное — политика. Так, американское посольство огребло за то, что помогло белорусам впервые в истории поставить лицензионный спектакль. Загадочен и список претендентов на «Лучший спектакль». Например, там есть прекрасный детский спектакль «Огниво» из «Театриума на Серпуховке». Однако авторы музыки к нему даже не номинированы. Это как понимать — лучший мюзикл без музыки?! То же и с «Графом Орловым»: почему-то не номинирован композитор Роман Игнатьев. Плохую музыку написал? Тогда как же этот мюзикл может быть лучшим?!!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру