99 имен Ислама

В Пушкинском музее выставили мусульманское искусство IХ—XIX веков

25 февраля 2013 в 18:56, просмотров: 3403

Несмотря на то что Пушкинский музей — один из крупнейших центров мировых культур, его коллекция исламского искусства невелика. Потому музей не упускает возможности возместить сей пробел за счет показа частных собраний и коллекций из других музеев. На сей раз ГМИИ представил 99 произведений исламского искусства IХ—XIX веков из фонда Марджани, обладателя одной из крупнейших коллекций мусульманского искусства в России.

99 имен Ислама
фото: Мария Москвичева

Последняя знаковая премьера исламского искусства в ГМИИ была шесть лет назад — тогда представили уникальный «Золотой Коран» из собрания Петербургского института востоковедения РАХ, точную копию древнейшей исламской рукописи VIII века — «Корана Усмана». Теперь же Пушкинский выставляет искусство ислама за десять веков. На выставке 99 шедевров — такая цифра не случайна.

— Сначала мы хотели показать 100 шедевров, но один экспонат неожиданно выпал, и мы решили, что в этом есть свой символизм, — рассказывает глава фонда Рустам Сулейманов. — Так родилась аллюзия на 99 имен Бога, которые используются в молитвах. И вопрос с названием проекта решился сам собой.

Выставка «Классическое искусство исламского мира IХ—XIX веков. 99 имен Всевышнего» включает в себя три основных раздела — от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов и постмонгольский период. Первый раздел представляет изделия мастеров арабского, персидского и тюркского происхождения: в основном это керамические и металлические чаши, украшенные изображениями животных, узорами и каллиграфией. Хотя ислам запрещает изображать Всевышнего, изделия тесно связаны с религией — на большинстве цитаты из Корана. Самая популярная из них гласит: «Вся власть принадлежит Богу». Эти предметы демонстрируют не только культуру той эпохи, но и ее технические достижениями. Двуслойное и резное стекло, роспись люстром и инкрустации по металлу — некоторые секреты создания этих изделий не разгаданы до сих пор.

Центральный экспонат монгольского периода — женский погребальный халат конца ХIII—XIV веков, пошитый из золотого лампаса и украшенный вышивкой золотыми нитями и мехом. В этом гигантском одеянии (которые может вместить по меньшей мере трех человек) не случайно чувствуется влияние китайской культуры. Основатель империи Юань, внук легендарного Чингисхана, Хубилай, завершил завоевание Китая в 1279 году. Монгольская знать скоро переняла обычаи и моду захваченного государства, так же, как и переняла у других завоеванных народов ислам. В этом разделе представлены и изделия, декорированные перегородчатой эмалью, в большинстве своем небесно-голубого цвета. «Голубой цвет наиболее распространен в исламской культуре, он присутствует не только в керамических изделиях, но и в архитектуре — цвет символизирует небо и часто украшен золотыми узорами, словно солнечными лучами», — говорит куратор проекта Лариса Ласикова.

Постмонгольский раздел в основном состоит из рукописей, миниатюр и текстиля — изделий, прославивших искусство ислама. Самые восхитительные экспонаты здесь — ковры. На одних изображены восточные красавицы, на других — узоры. Один из шедевров выставки — идеально сохранившийся молитвенный ковер ХVI века. На нем изображен силуэт Аллаха и вышито его 99 молитвенных имен.

Выставка продлится три месяца.




Партнеры