«Ленфильму» никто и ничто не поможет?

Старейшая киностудия страны гибнет на глазах

После смерти Алексея Германа «Ленфильму» могут присвоить его имя — такое предложение внесла актриса и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова. Если б только это помогло сохранить старейшую киностудию страны, основанную в 1918 году! «Ленфильм» разваливается на глазах, несмотря на усилия нового руководства во главе с председателем совета директоров студии Федором Бондарчуком. Обещанных денег из госбюджета как не было, так и нет.

Старейшая киностудия страны гибнет на глазах
Макет обновленного «Ленфильма».

Входя в историческое здание киностудии, по-прежнему попадаешь в унылый казенный холл старого образца. Пока новый гендиректор студии Эдуард Пичугин размышляет, как эту территорию обустроить, чтобы любой посетитель сразу же мог ощутить неповторимую киноатмосферу. Год назад на «Ленфильме» организовали прекрасную выставку, и было бы неплохо, если бы стала она со временем музеем. В течение полутора месяцев проводили бесплатные экскурсии. Приходили в основном питерские старушки, ребята из детских домов и хосписа, старички из синагоги. И теперь можно осмотреть кабинет Шерлока Холмса, костюмы Гертруды и Клавдия из знаменитого «Гамлета» Козинцева, гримерку и кабинет редактора с печатной машинкой на столе. В центре экспозиции в момент нашего посещения стояло корыто, в каких купали детей в послевоенные годы, несколько алюминиевых ведер, переполненных льющейся с крыши водой. Даже небольшой дождь становится тут стихийным бедствием, хотя крышу не так давно чинили. В одном из павильонов выставлены ретроавтомобили. Все они в прекрасном состоянии, несмотря на почтенный возраст. На одном из них ездил Ленин. Но вода добралась и до раритетного автопарка. Как сказал один из малочисленных сотрудников киностудии, если бы денежки капали, как вода, жизнь бы наладилась. Некоторые выражались покрепче: «Довели студию, гады ползучие!» А доводили в течение многих лет. Те, кто пришел сюда лет двадцать назад, уже не застали ее расцвета, а кормились обещаниями лучшей жизни. Для полноты ощущений надо непременно посетить туалет. Вонь там стоит классическая. В то же время на территории «Ленфильма» обнаружили дореволюционные бани, где якобы бывал Распутин. Теперь их будут приводить в порядок.

Главным событием последнего времени стал приезд из Братска актрисы Анны Овсянниковой на озвучание фильма «Моя бабушка — ведьма» Сергея Карандашова, который в течение нескольких лет не может закончить свой проект, работает с вынужденными перерывами.

Раритетный автопарк.

«Ленфильм» занимает солидную территорию практически в центре города. Его павильоны пустуют. Никто не снимает. Только доморощенные таблички свидетельствуют о том, что работают какие-то курсы, не имеющие отношения к студии. Еще в марте прошла череда увольнений. Как рассказали нам уцелевшие сотрудники, уволено новым руководством 80 процентов персонала. Остальные ждут своего часа. Разруха не помешала тому, что на «Ленфильме» торжественно подписали договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения. Отныне старейшая киностудия вступает в партнерские отношения по оказанию образовательных услуг только с одним высшим учебным заведением России — СПбГУКиТ. Наиболее талантливым студентам предложат остаться на «Ленфильме». Два этажа 10-го корпуса, а это около 900 кв. метров, отдадут под творческие мастерские, где молодые будут проходить свои университеты, под курсы повышения квалификации, филиалы кафедр университета. Мастер-классы проведут ведущие режиссеры, операторы и сценаристы из Голливуда. А лучших студентов отправят на обучение в зарубежные компании. Мы поговорили с классиками «Ленфильма» — кинорежиссерами Сергеем Овчаровым и Константином Лопушанским.

Константин ЛОПУШАНСКИЙ, кинорежиссер («Письма мертвого человека», «Русская симфония», «Гадкие лебеди»):

— На «Ленфильме» сейчас тихо, пусто, никого нет. Все ждут денег. А их пока нет. Они должны поступить от государства, за счет банковских кредитов. Еще до Нового года обсуждалась возможность предоставления помещений для киношкол. Надеюсь, и моей киношколе высшего кинематографического мастерства, где учатся те, кто уже имеет режиссерский диплом и готов к первому полнометражному проекту, тоже найдется место. А рядом будут и другие киношколы под руководством Сергея Снежкина, Юрия Мамина. Любовь Аркус хочет, чтобы была киношкола, где будет работать Александр Сокуров. Но дальше обсуждений дело пока не пошло, потому что нужны финансовые вложения, а их нет. Пока мы имеем только долги и протекающую крышу, о чем говорил недавно Федор Бондарчук. На «Ленфильме» обсуждали и запуск дебютных проектов, но пока ничего определенного сказать не могу, как, собственно, осуществляется отбор. Может, что-то и происходило, но нас, придерживающихся отдельной точки зрения на развитие событий — Сокурова, Сигле, меня, возможно, просто не позвали на это мероприятие. Я только что закончил картину «Роль», продюсером которой стал Андрей Сигле. Делалась она на базе «Ленфильма», который является нашим официальным и серьезным партнером, предоставившим помещение, технику, костюмы. Это международный проект, в котором участвует несколько стран: Россия, Беларусь, Финляндия, Германия. В 10-м корпусе «Ленфильма» жизнь бьет ключом. Там, кстати, расположена компания Андрея Сигле, которая только что закончила картину Ирины Евтеевой по произведениям Александра Грина. Не хочу никого обижать, но реально законченные проекты у Сигле. Он берется за них и при помощи государства, конечно, доводит до конца.

Корыта и ведра у платья Гертруды из «Гамлета» Козинцева.

Сергей ОВЧАРОВ, кинорежиссер («Барабаниада», «Небывальщина»):

— Верю ли я в светлое будущее «Ленфильма»? Так долго не было никакого будущего, что хочется надеяться на него. Многие наши режиссеры сильны и бодры, но почти все они ушли из штата «Ленфильма», потому что не могли просто умирать с голоду. Помню, как плакала монтажер, когда ей предложили две должности — уборщицы или режиссера-постановщика, каждая с зарплатой 99 рублей. Я тогда ушел с «Ленфильма» преподавать в институт. Продюсеры предпочитают работать с начинающими, им можно диктовать свои условия и минимально платить. Люди и работают за гроши. Нас списывают со счетов, хотя мы могли бы еще что-то сделать. Я неоднократно подавал заявки и сценарии, но не встречал никакой поддержки. Что же касается «Ленфильма», то в его общественный совет всегда входили основные режиссеры студии. Потом произошло разделение. Часть людей во главе с Александром Сокуровым и продюсером Андреем Сигле встала и вышла. Я тоже оказался в этой команде, хотя все мое начальство — Эдуард Пичугин и Федор Бондарчук, состоящие в попечительском совете университета и руководящие «Ленфильмом», — находится на другой стороне. Я даже рискую навлечь на себя неприятности. Но ведь ничего страшного не произошло. Почему бы каждой из сторон не иметь свой худсовет, тогда не пришлось бы спорить, все бы спокойно работали. Но нам навстречу не идут, тем самым отсекая половину режиссеров, очень известных и серьезных — Владимира Светозарова, Андрея Сигле, Александра Сокурова, Любовь Аркус, Ирину Евтееву, Вячеслава Сорокина. Главное — давать людям возможность снимать кино. Федор Бондарчука нам сказал: «Мы придем, чтобы построить производственную инфраструктуру и все». «Ленфильм» — единственная выпускающая киностудия в стране, потому что «Мосфильм» в основном предоставляет услуги. И делается попытка создать модель старого кинематографа, где не только снимали кино, но и воспроизводили кадры. А вообще, в Питере ничего не происходит. Москва в этом смысле — отдельное государство, там хоть что-то снимается. А у нас только Константину Лопушанскому что-то капнуло, и он снял фильм «Роль».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру