На театральном конкурсе первую премию дали за ненависть к Пушкину

В школе современной пьесы хронометрировали таланты

Кто идет на смену театральным лидерам? Про что пишут сегодня пьесы и каким образом их модно ставить? Наконец, может ли режиссер загубить талантливую пьесу или, наоборот, вытянуть слабую? На эти и другие вопросы постарались ответить сразу два всероссийских конкурса, которые сошлись на два часа в Школе современной пьесы на Трубной площади — драматургический «Действующие лица» и Класс молодой режиссуры. За ходом этой не тайной вечери наблюдал обозреватель «МК».

В школе современной пьесы хронометрировали таланты
«НеУДОбные» (реж. Татьяна Михайлюк).

Малый зал забит и приходится пробираться сквозь плотную толпу, стоящую вдоль стен. Первым делом можно разглядеть как на экране сбоку от сцены, точно на стадионном табло, бежит отсчет времени - в минутах/секундах. А под его беззвучное тиканье на сцене группка молодежи праздно танцует, но особенно выделяются две барышни, вьющиеся вокруг недотепистого вида типа. Одна гибкая такая блонда в вызывающем красном платье в облипку, другая - нелепая, в платье «прощай молодость» и с косичками.

— Ну как же я ненавижу этого Пушкина! — буквально вопит в отчаянии тип, на которого устроена охота.

Так выглядит отрывок из пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина». Автор — Михаил Хейфиц, немолод уже, живет в Израиле. Режиссер, взявшаяся спасать «Камера-юнкера» — Валерия Кузнецова — прежде о драматурга Хейфице ничего не знала. Но его пьеса вошла в шорт-лист конкурса «Действующие лица» и теперь усилиями и талантом Валерии публично впервые разыгрывается.

В этот день самое модное число — 10. В 10 раз «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза «поженила» 10 разновозрастных драматургов с 10-ю исключительно молодыми режиссерами. Режиссеров поставили в жесткие, чисто-спортивные условия — по 15 минут на отрывок (время, чтоб никто не расслаблялся, бежит на табло). Промедление рассматривается как непрофессионализм, и, надо сказать, всего один режиссер выбился из графика.

— Сколько всего на конкурс пришло пьес? — спрашиваю в перерыве арт-директора проекта Екатерину Кретову.

— 319 пьес мы получили на конкурс. 28 из них вошли в лонг-лист и 10 осталось на финал.

— Какие тенденции у сегодняшних авторов?

— У всех прослеживается очень четкая тенденция: все пьесы написаны как будто по неким уже существующим моделям, разброс — от Шекспира до новой драмы. То есть, я хочу сказать, что очень мало самостоятельности и ты понимаешь — где-то это уже читал. А жюри, когда оно анализировало материал, искало другое — что автора по настоящему волнует, его индивидуальность. Поэтому десятка финалистов получилась у нас такая пестрая.

На классе режиссуры обстановка сугубо рабочая: сначала показ отрывка, тут же объявляется результат драматургического конкурса и без всякой торжественности поехали дальше. Пьеса про ненавистного Пушкина получает первую премию. И режиссура Валерии Кузнецовой только подчеркивает как интересна пьеса — не зря же ее отметили первым местом. А вот второй призер — пьеса Марии Зеленской — увы, не нашел достойного воплощения. Ростовчанка Зелинская, совсем молодая, выпускница университета, написала пьесу «Про то, как я попал в дом, где лечат людей». Про мальчика Юшу (так мама зовет своего Андрюшу), у которого нет папы, а мама много работает. А он заболел, попал в больницу и... Два актера в черном трико выводят рослую куклу, укладывают на пол, но что делают с ней — не рассмотреть. Ни эти манипуляции, ни дрожащее видео на экране из простыней не дает и приблизительного представления о пьесе и как она хороша. А она хороша — со своим взглядом на мир — без вранья. Маша рассказывает, что я полюбила театра по весьма прозаической причине — влюбилась в артиста. Любовь к артисту прошла довольно быстро, а к театру осталась, превратилась в безусловную.

Третья премия досталась Полине Бородиной с пьесой «Здесь живет Нина». Этой Ниной оказалась режиссер Кудрявцева в этом отрывке показавшая себя еще и как интересная актриса. Актеры — вот третья составляющая этой коллективной работы. А тут... увы, видно, что какие-то отрывки делались на скорую руку, некая необязательность в игре, да и артисты местами были похожи не на артистов, а людей с улицы. Даже если это режиссерская концепция, то воплощена она абсолютно невнятно, как, например, в отрывке по пьесе «Кто любит Берту?»

Зато на финал оставили «Не удобных» — отрывом по пьесе Магдалены Курапиной подготовила Татьяна Михайлюк. Похоже, она одна из немногих, кто обратил на себя внимание яркой режиссерской индивидуальностью. Отрывок про женщин-заключенных сделан жестко, но с какой-то потрясающей яростью. И пять актрис, привлеченных Михайлюк к работе, сыграли с полной отдачей, как будто на премьере.

За победу денег на конкурсе не дают, зато перспективы открываются отменные. Во-первых, лучшие пьесы из шорт- и лонг-листаов печатает журнал «Современная драматургия», а победители получают право постановки в театрах. Что немаловажно — выходит сборник пьес, который финансирует библиотека Искусств, и она же сборник с пьесами распространяют по библиотекам России. Еще победителю обещана радиопостановка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру