Петербуржцы не согласны с Антоновой и готовы охранять Эрмитаж

Вопрос о передаче музейных коллекций Эрмитажа вызвал яростное негодование петербургской интеллигенции

Видеомост между Москвой и Петербургом, посвященный возможности воссоздания в Москве Музея нового западного искусства, уничтоженного в 1948 году, прошел в среду. Предложение Ирины Антоновой передать Москве часть коллекций Щукина и Морозова, хранящуюся в Эрмитаже, вызвало в среде питерской интеллигенции невероятный резонанс. Музейщиков поддержал Всемирный клуб петербуржцев, студенты СПБГУ, ученое сообщество, Смольный, партия Яблоко и фанаты Зенита.

Вопрос о передаче музейных коллекций Эрмитажа вызвал яростное негодование петербургской интеллигенции
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа

Мы даже можем дежурить у лестниц Эрмитажа, если потребуется,предложили Михаилу Пиотровскому музейщики.

Уже больше двух недель развивается конфликт в музейной среде. Причина одна: директор ГМИИ им.Пушкина Ирина Антонова предложила воссоздать уничтоженный Сталиным Музей современного западного искусства в Москве. Для этого требуется перевезти из Эрмитажа хранящиеся там картины импрессионистов из коллекций московских меценатов Щукина и Морозова. Не долго думая, г-жа Антонова обратилась за решением проблемы к президенту во время прямой линии 25 апреля. По просьбе президента, решение министерства культуры РФ будет озвучено 3 июня, а 21 мая пройдет заседание рабочей группы минкульта, на котором эксперты обсудят все нюансы возможности воссоздания МНЗИ. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский категорически не согласен на передел коллекций.

— На большом интеллигентском уровне противостояние между музеями вообще не должно существовать. Я оскорблен тем, что произошло на прямой линии. Это показатель того, что наше общество не здорово, — заявил Пиотровский во время видеомоста с Москвой.

Ирина Антонова ранее утверждала, что Эрмитаж совершенно не обеднеет, если передаст Москве импрессионистов. — Они же там лежат в запасниках, — заметила она. Но в Петербурге свидетельствуют об обратном. Если говорить о реабилитации коллекции, то духовная реабилитация состоялась еще в 60-е годы, когда после смерти Сталина картины выставили в четырех залах. Там они, кстати, экспонируются до сих пор. Пиотровский также добавил, что если музей все-таки решат воссоздать, то Пушкинскому музею (а ранее — музею Марины Цветаевой) придется отдать множество картин из своих коллекций и тогда он будет практически уничтожен.

Юлия Кантер, советник директора Эрмитажа, рассказала об исторической подоплеке музейного спора. — МНЗИ был памятником беззаконию. Там собраны ограбленные коллекции двух крупнейших российских меценатов. Это символ большевистского подхода к культурным ценностям. И сейчас эту линию продолжают.

Ирина Антонова, директор ГМИИ им.Пушкина

Позиция Шарикова «Все взять и поделить», продвигаемая г-жой Антоновой, создаст опасный прецедент и вызовет цепную реакцию по переделу коллекций, считают в музейном сообществе. Реституция произойдет не только в Московских музеях, но и в музейной среде бывших советских республик, и даже за границей. Эту точку зрения поддержала директор музеев Кремля, Елена Гагарина. А в качестве подтверждения прямо в ходе видеомоста сообщили, что Польша требует от ГМИИ Пушкина возвращения 18 картин, попавших в Россию после Второй мировой войны.

Еще один повод для недовольства в культурной среде Петербурга — то, что Ирина Антонова через голову экспертов обратилась прямо к Путину.

— В 48 году резолюцию о расформировании музея подписал глава правительства. Значит теперь это должен подписать человек такого же ранга. Ни Минкульт, ни эксперты. На нас всех ей вообще наплевать, как и на всю интеллигенцию России. Я думаю, что в ГМИИ просто стали искать «крышу», — резко обозначила свою позицию Светлана Кармалита, главный редактор «Ленфильма». А актер Иван Краско с сожалением отметил, что недоверие к музейному сообществу — это формальное, административное отношение к делу.

— Что же касается реальной ситуации, название культурной столицы у нашего города мы никогда не позволим отобрать! — заявил он.

Пришла весточка и из Всемирного клуба петербуржцев. Как сообщает Валентина Орлова, председатель клуба, люди задают вопросы даже из-за рубежа. Они хотят видеть в Эрмитаже то, что привыкли видеть. Ведь в музеях России всему миру показали, как мы умеем собирать коллекции. И как же теперь их разрывать? Люди хотят, чтобы сотрудников Эрмитажа сегодня оставили в покое и дали им возможность работать над сохранением и приумножением сокровищ.

Последним разгромным ударом Петербурга стало выступление президента Санкт-Петербургского Государственного Университета Людмилы Вербицкой. Она рассказала, что даже студенты волнуются за целостность Эрмитажной коллекции, поэтому на юридическом факультете СПБГУ подготовили экспертное заключение о том, что коллекцию нельзя разрывать чисто юридически. Это подтвердил и специально приглашенный на встречу адвокат Сергей Сухов.

Интеллигенция Петербурга в течение полутора часов обсуждала проблему и вынесла вердикт — нужно отменить срок 3 июня, поставленный министерством культуры. Но директор Департамента культурного наследия РФ Наталья Самойленко, представляющая на видеовстрече министерство культуры в Москве, ответила, что не в ее силах отменить дату, поставленную президентом. Она пригласила всех экспертов принять участие в обсуждении 21 мая.

— Я не могу отменить третье число. Но на сайте Минкульта вчера открыли возможность для высказывания всех мнений по этому вопросу. Хотя, конечно, решение будет зависеть только от мнения профессионального сообщества.

Однако воинственный настрой в Петербурге спадет, видимо, не скоро. По словам Пиотровского, этот предполагаемый передел, не имеющий серьезных моральных оснований, нарушил не только единство музейного пространства России, но и стабильность в обществе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру