Как Майкл Дуглас полюбил Мэтта Деймона

Нескромное обаяние буржуазных Каннов

Нынешний 66-й Каннский кинофестиваль какой-то неспокойный. Несмотря на то что стянуты сюда полицейские едва ли не со всего Прованса, все время что-то случается. Если обратиться к стражам порядка с вопросом о том, где находится нужная тебе улица, то ответ будет примерно такой: сами мы не местные. Полицейских привезли сюда из Авиньона и других ближайших городов для подкрепления. На подступах к фестивальной зоне — целая вереница спецавтомобилей, принадлежащих не только полиции, но и жандармерии.

Нескромное обаяние буржуазных Каннов
Кадр из фильма «За канделябрами»

Жертвой воров на этот раз стал Киану Ривз, прибывший на каннский кинорынок представлять китайский проект. Вместо этого он вынужден был коротать время в полиции. Выходные и понедельник, на который пришлась католическая Троица и когда люди не работали, выдались бурными. Столпотворение было жуткое. К залу братьев Люмьер впору было вызывать подкрепление полиции аккурат к премьере конкурсного фильма Валери Бруни Тедески «Замок в Италии». Эта итало-французская актриса особо любима не только у себя на родине и действительно обладает неповторимым обаянием. Но дело не в этом. Тедески — старшая сестра знаменитой Карлы Бруни, супруги экс-президента Николя Саркози. И хотя та — уже не первая леди Франции, но градус интереса не снижается. Сестры происходят из семьи крупного итальянского промышленника, вынужденного покинуть родину во времена Красных бригад, когда Валери было девять лет. Ее новый режиссерский опыт автобиографичен и рассказывает о собственной семье, где умер от СПИДа сын и брат. Роль матери в «Замке в Италии» сыграла настоящая мать Валери и Карлы — Мориза Борини, представлявшая картину в день показа. Сама Тедески исполнила одну из главных ролей. Ее возлюбленного сыграл молодой актер Луи Гаррель, который и по жизни занимает это достойное место. Все очень смело и безоглядно, но большим режиссером Тедески, похоже, не станет.

Стивен Содерберг, обладатель «Золотой пальмовой ветви» 1989 года за картину «Секс, ложь и видео», в шестой раз в Каннах. Его новый фильм «За канделябрами» навеян во многом обстоятельствами жизни пианиста Валентино Либераче, роль которого исполнил Майкл Дуглас, известный голливудский плейбой, несмотря на возраст. Фокус в том, что он играет гея, который сказочно богат, а потому способен купить себе любовь любого красавца. Одним из его любовников становится герой Мэтта Деймона, который здесь так сладок и нежен, что глазам своим не веришь, что столь мужественный актер, стопроцентный мужчина, мог вообще вогнать себя в такой образ. Субкультура воспроизведена прекрасно, с особой поэтикой и знанием дела (по этой части с Содербергом могут конкурировать разве что братья Коэн с фильмом «Внутри Льюина Дэвиса»). Сделано все забавно, но предельно корректно — без комикования, в целом это не более чем аттракцион. Забавляет сам факт, что Дуглас и Деймон сыграли любовников — старого, мучающего себя пластическими операциями до того, что перестают во сне закрываться глаза (желающие омолодиться должны после этого фильма серьезно призадуматься), и молодого, пользующегося всеми радостями жизни благодаря заботам богатого покровителя. В сущности это тоже буржуазное кино, которое так раздражает некоторых режиссеров, что они хотят расстаться навеки с кинематографом, как Тодд Соландз.

Кадр из фильма «Отдать концы»

Своеобразным криком отчаяния стал голландский фильм «Боргман» режиссера причудливого ума Алекса Ван Вармердама. Начитавшись экзерсисов по поводу Маркиза де Сада, тот решил показать всю степень абсурда западного образа жизни. Ради этого он запускает неких «лесных братьев» бомжеватого вида, живущих под землей, в святая святых — респектабельные дома имущих голландских граждан, чтобы разделать их по полной программе. Все это так неожиданно и ни на что не похоже, и родиться могло разве что в голове стопроцентного голландца. Богатый дом быстро превращается в груду перекопанной земли, где оказываются погребенными обитатели этого дома — в прямом и переносном смысле слова. Так им и надо? Все же жаль людей. Но Вармердам говорит, что всего лишь хотел показать ненормальное поведение нормальных людей: «С возрастом я становлюсь все более злым. Наверное, и мой фильм покажется таким. Но я вовсе не собирался критиковать западное общество».

Кадр из фильма "Боргман"

В таком контексте прошла премьера первого полнометражного фильма нашей Таисии Игуменцевой, победительницы программы «Синефондасьон» прошлого года. Ее студенческая работа «Дорога на…» завоевала тогда главный приз, и, согласно регламенту, фестиваль обязан был взять ее полный метр в одну из программ. Это, конечно, для организаторов фестиваля — западня. Они вынуждены всякий раз показывать фильм, каким бы он ни получился, ломать голову, куда бы его воткнуть в плотной фестивальной сетке. «Отдать концы» Таисии Игуменцевой оказались в спецпоказе. Хорошо ли это? В любом случае почетно — участвовать в любой программе главного киносмотра мира. Но все же приятнее, если бы ей нашлось место в «Неделе критики» или «Двухнедельнике режиссеров», про «Особый взгляд» и главный конкурс можно и не говорить. Сама Таисия в Каннах говорила о том, что в России снимается мало хороших фильмов, что мы копируем американские образцы, а надо создавать что-то свое, что ее «творчество существует для того, чтобы ломать стереотипы». Самой ей этого достичь не удалось. Картину она сняла быстро, за что спасибо ее мастеру и продюсеру Алексею Учителю. Нужно было успеть к Каннскому фестивалю, и они успели. Получилась весьма сумбурная лента о конце света в отдельно взятой деревне, несколько напыщенная и декоративная. Молодому режиссеру пока не удалось добиться от актеров нужного результата — и это беда нашей киношколы: работать с актерами мало кто умеет. Как бы то ни было, Таисия Игуменцева запускается с новым проектом «Буй», и ее продюсером станет Федор Бондарчук. Как сама режиссер рассказала нам в Каннах, опять события будут происходить в маленьком городке на севере России, где ничего не меняется. Одна радость — намечается конкурс бодибилдинга. Таисия говорит, что только в провинции настоящая жизнь, и призвала всех жить там. «Буй» — трагикомедия, в жанре которой Таисия хочет работать и впредь и обещает «прекрасные сексуальные сцены на остановках». Интересно, что Алексею Учителю итальянские партнеры предложили снять ремейк его «Прогулки», но уже не по Санкт-Петербургу, а по Неаполю.

Канны.

Сюжет:

66-й Каннский кинофестиваль

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру