«Жизнь Адель» на русском фоне: в Каннах показали фильм с Еленой Соловей в роли хозяйки борделя

«Я и сама какое-то время переживала по поводу того, что потолстела, постарела. Но после 60-ти успокоилась»

В фильмах, представленных в конкурсной программе 66-го Каннского кинофестиваля, был русский след. Нас ждали, как минимум, две неожиданные встречи с советскими артистами – Еленой Соловей и Ильей Баскиным. И у американцев обнаружились русские корни. Хотя на Лазурный Берег наших артистов не позвали – роли невелики.

«Я и сама какое-то время переживала по поводу того, что потолстела, постарела. Но после 60-ти успокоилась»
Фото: kino-teatr.ru

Почти неузнаваемая, для тех, кто ее давно не видел, Елена Соловей - несравненная «Раба любви», звезда фильмов Никиты Михалкова и Рустама Хамдамова, более двадцати лет живет в США. Она сыграла хозяйку сомнительного заведения вроде борделя-варьете в автобиографической картине «Иммигрантка» американского режиссера Джеймса Грея. Его предки были выходцами из России и Украины. А родители бабушки пережили разгром Белой армии. В 1923 году бабушка с дедушкой приехали в США тем же путем, что и героиня фильма Грея - через остров Эллис. На вопрос о том, почему он сместил акценты и превратил еврейскую семью в сестер из католической Польши, Грей ответил, что стремился создать более универсальную историю.

Мы увидели Елену Соловей не той эфемерной, неземной женщиной, которую полюбили еще в советском кино. Это большая русская барыня, на которую работает сутенер в исполнении Хоакина Феникса, поставляющий свежих девушек в сомнительное заведение. Соловей появляется на несколько мгновений, и кроме нас, наверное, ее присутствию на экране никто не изумится. Но кое-кто из соотечественников испытал шок...

С Еленой Соловей мы встречались в Санкт-Петербурге, куда она приехала спустя многие годы после эмиграции. Да, она не узнаваема, но все такая же хрупкая внутри, очень ранимая и скромная. В Нью-Йорке она преподавала русский язык детям эмигрантов, ставила с ними спектакли. Актерской карьере предпочла семью. Дети Елены Соловей давно выросли. Дочь живет в Германии, занимается молекулярной антропологией. Сын – доктор наук, иммунолог. Растут внуки, кто-то из них уже начал самостоятельную жизнь. Российские режиссеры после отъезда актрисы не баловали ее вниманием. Она вспоминает «Московскую сагу», куда ее пригласили, но потом предлагаемую ей роль сыграла Инна Чурикова.

«Я сильно изменилась – внутренне и внешне, - рассказала Елена Соловей, - и, видимо, нет такого режиссера, который бы почувствовал меня такой, какая я есть. Мне кажется, что я многое смогла бы, хотя, кто знает. Может быть, и нет. Мы уехали с мужем – художником кино - в никуда. В США пытались организовать театр совместно с американцами, где можно играть на русском и английском языках. Но спроса на него не было. Я долго не приезжала в Россию. Все думала: «Ради чего? Чтобы убедиться в том, что время сделала с нами?» Когда-то я приехала в Москву из Красноярска. А Рустам Хамдамов разглядел во мне то, чего я в себе предположить не могла. Не думала, что стану актрисой. Никаких амбиций на этот счет не было, нет их и теперь. В Голливуде и без меня много своих. Я снималась в сериале «Клан Сопрано» в роли большой русской дамы. Всем ведь кажется, что русские выглядят именно так. Кто-то недоумевал, наверное, что после «Рабы любви» такая роль. Я и сама какое-то время переживала по поводу того, что потолстела, постарела. Но после 60-ти успокоилась. Во мне появилось что-то новое, и это можно использовать. Я сама изменила свою жизнь. Никаких комплексов по поводу того, что я – известная в России артистка – стала в США домохозяйкой, не испытывала. Какие могут быть претензии? У многих актрис моего поколение вообще ничего не сложилось. Я училась у великолепного актера Бориса Бабочкина, встретилась с изумительными режиссерами. Никита Михалков для меня написал сценарий «Неоконченной пьесы для механического пианино». Я работала с Игорем Владимировым в Театре им. Ленсовета в Ленинграде. Я никогда не была звездой. Как и все бегала по магазинам после спектаклей и съемок, толкалась в очередях, где меня узнавали. Продавцы приглашали купить мяса с черного входа, а я стеснялась, но иногда пользовалась их предложением. До сих пор стыдно вспоминать об этом. Когда я уйду, останется мое кино, и зрителю будет казаться, что со мной ничего не случилось, и я всегда буду рядом».

Илья Баскин появился в фильме «Джимми Пикар» французского режиссера Арно Деплешена, снятом в США. Герой Бенисио Дель Торо – индеец, после Второй мировой войны впадающий в странное психоматическое состояние. Над разгадкой его болезни бьются врачи. В составе некоего консилиума, занимающегося вопросами реабилитации (медицинской, страховой и прочими), - герой Ильи Баскина. Роль небольшая, но сквозной нитью проходящая через всю картину. И лицо запоминающееся. Баскин - уроженец Риги (родился в 1950 году), выпускник Московского училища циркового и эстрадного искусства. Когда-то он получил распределение в оркестр Утесова, работал в Театре миниатюр. Известен широкому российскому зрителю благодаря роли одного из великовозрастных учеников вечерней школы в сериале «Большая перемена». Это он пропел заснувшему прямо в классе Нестору Петровичу песенку про то, что спать, конечно, можно, «но не на работе».

В 1976 году Илья Баскин эмигрировал в США, где мысли об актерской карьере не оставляли его, даже когда он работал на швейной фабрике и в страховой компании. Постепенно начал играть «плохих парней», выходцев из других стран. В 1984 году картина «Москва на Гудзоне» Пола Мазурски с Робином Уильямсом в главной роли изменила его жизнь. Илья Баскин довольствовался тем, что давала судьба, играл небольшие роли, в основном типажные. В его фильмографии – «Сердцеедки» с Сигурни Уивер, «Самолет президента» с Харрисоном Фордом, «Человек-паук»-2 и 3, «Трансформеры 3: Темная сторона Луны». Иногда он работал в России: в «Убойной силе», у Владимира Аленикова в картине «Улыбка Бога, или Чисто одесская история». Баскина часто сравнивают с Савелием Крамаровым, имевшем на родине феноменальную славу, а Голливуде по большому счету оставшемся незамеченным. Все дело, видимо, в амбициях, отсутствие которых и позволило состояться.

В небольшой роли жертвы вампирши в картине «Выживут только любовники» Джима Джармуша снялся американский актер с русским именем Антон Ельчин. Вампиры нового поколения не сосут кровь людей напрямую, а приобретают ее в пакетированном виде у проверенных людей. А потом пьют ее из рюмок, едят в виде кровавого эскимо на палочке. Преступившей черту вампирше в исполнении Миа Васиковски, набросившейся на длинноволосого парня, попадет от старших товарищей. Но сделанного не вернуть. Бездыханное тело жертвы засунут в раствор серной кислоты, так что оно на наших глазах превратится в бесплотный скелет. У 24-летнего актера русско-еврейского происхождения Антона Ельчина - за плечами более 50 картин. Он родился в Ленинграде, в семье фигуристов, а в полугодовом возрасте был вывезен родителями в США. Озвучивал «Смурфиков», снимался в картине «Бобер» Джоди Фостер, альманахе «Нью-Йорк, я люблю тебя», фильмах «Альфа Дог», «Звездный путь», «Терминатор: Да придет спаситель». Может быть, ему еще доведется рассказать на экране о том российском прошлом, которого в его собственной судьбе не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру