Арт-овраг в Нижегородской области: единорог, девушка со скрипкой и подожженная пятиэтажка

В городе Выкса прошел III Фестиваль современной культуры

4 июня 2013 в 15:09, просмотров: 2468

По количеству арт-объектов на 1 км2 или мастер-классов на душу населения город Выкса Нижегородской области давно обогнал Москву. В рамках фестиваля 50-тысячный промышленный городок превратился в открытую выставочную площадку для монументальных граффити, лэнд-арта, современного танца и перформанса, электронной музыки и спорта.

Арт-овраг в Нижегородской области: единорог, девушка со скрипкой и подожженная пятиэтажка
Фото: wyksa.ru

Над городским пространством трудились художники из 12 стран, прибавляя новый «арт» к прошлогоднему. А в следующем году будет новый «урожай», увеличив концентрацию искусства на улицах города до запредельной, пока Выкса не превратится в «Город-сад». Именно так звучит тема III Фестиваля. Его участникам, как всегда – и это принципиальная позиция кураторов – была дана неограниченная свобода действий, так что теперь уже довольно размытую тему остается трактовать лишь в символическом ключе: образовательные проекты фестиваля современной культуры как возделывание почвы для роста креативно мыслящего поколения. Именно для этого на 18 площадках Выксы в течение трех дней прошло более 50 мастер-классов и 7 лекций. Многие из них продлятся до конца июня.

«Фестиваль не просто оброс мастер-классами: он наконец-то заинтересовал местную молодежь, – рассказывает со-куратор фестиваля художник Дмитрий Алексеев. - Сняли зажим и ребята начали раскрываться. Battery Dance Company (танцовщики из Нью-Йорка)  набрали 20 учениц, и в течение недели, по 5 часов в день, ставили с ними программу. В результате местные девчонки держали публику более 40 минут. А ведь в прошлом году группу набрать так и не удалось. И волонтеры – почти 100 человек – сами вызвались помогать скульпторам, никого собирать и организовывать не пришлось».

Вериться с трудом. По городскому парку культуры и отдыха – центральной площадке Фестиваля – в преддверии открытия сосредоточенно ходят организованные отряды волонтеров в красных майках. Кто краску несет, кто скульптуру из металлической пластины тащит. «Это часть работы Роба Малхолланда: сейчас мы ее в пруд будем ставить».

Шотландский художник Роб Малхолланд согласился встретиться в местном ДК, где одновременно проходила лекция немецкого архитектора, танцевальный мастер-класс и две свадьбы. Роб тяжело опустился в кресло. «Лэнд-арт – один из самых трудных жанров. Ты должен быть одновременно художником, скульптором, инженером… Даже политиком! Ведь в городском пространстве любое сооружение, тем более, инсталляция вызывают споры. Но, в то же время, для меня как для художника очень важен выход из пространства галереи и включение работы в природное окружение, взаимодействие с ним. Это тебе не галерея: «поставил вещь и пошел обедать». В природе выбор места занимает не меньше 5 дней!

Роб сделал для фестиваля две инсталляции из металла. Первая состоит из стальных труб, произведенных местными металлургами. Сооружение, по признанию автора, вдохновлено русскими конструктивистами и особенно башней Владимира Татлина. Работа Малхолланда представляет собой тщательно выложенную (наподобие спичечного колодца) башню, которая в определенный момент рассыпается каскадом труб, образуя арку и символизируя взаимоотношение человека и природы, ее стихийного начала.

Неподалеку от «арки» притаились «Наблюдатели» - фигуры в человеческий рост, вырезанные из толстого стального листа и отшлифованные особым образом. Когда на них падает солнечный свет, они мерцают и производят эффект 3D. «Вот их пришлось везти из Шотландии, - продолжает Роб. - Вначале фотограф сделал мои снимки и распечатал их. Затем я начертил их на стальном листе вырезал своей плазморезкой. Да, да! У меня в мастерской есть такая штука. Она режет металл как сливочное масло».

В этот раз лэнд-арт на фестивале радует разнообразием материалов и монументальностью. Металлическая «арка» Малхолланда; гигантские гипсовые уши разложенные на холме вокруг советской скульптуры 30-х годов «Девушка со скрипкой»; наконец, деревянный единорог, сравнимый по величине с троянским конем. Его автор - венгерский скульптор Габор Соеке.

Единорог является неофициальным символом Выксы и изображен на гербе братьев Баташевых, основавших город. Как рассказал со-куратор фестиваля Константин Гроусс, первоначально скульптором задумывалось совсем не мифическое животное пума, которую художник начал делать еще в апреле. «Он узнал про единорога в гербе города только в середине мая! И сумел быстро поменять эскиз, разработать конструкцию для новой скульптуры, и все начал сначала». Габор Соеке работал практически круглосуточно и не удивительно, что в день открытия фестиваля он вывесил табличку «не беспокоить». 

В городском пространстве монументальные росписи на торцах многих домов оставили граффитисты из 12 российских городов. Но самым крутым монументалистом оказалось местное ЖКХ, которое покрыло торцовую стену пятиэтажки на окраине города утеплителем. Он был закрашен и подожжен. Получилась выразительная брутальная фактура невероятной толщины – нонконформистский арт-объект. Единственная в своем роде стена не могла не привлечь внимание Дмитрия Алексеева и Алексея Иванова, которые своим арт-объектом буквально вошли в «пограничное» состояние.

Художники решили создать не живопись на стене, а инсталляцию на стене. На стыке жанров и буквально – на стыке двух домов. Это своеобразное «гнездо» из металла, представляющее собой полуразвернутую карту Выксы. А для коммуникации со средой из плетенки улиц выходят послания отпечатанные кроссовками на стене. Эти же послания на своих кроссовках волонтеры разнесли по всему городу.

Фестиваль «Арт-овраг» - проект ревитализации городского пространства. Чтобы сформировать привлекательную, творческую городскую среду, Выксунский металлургический завод реставрирует парк и городскую усадьбу, проводит праздник современного искусства, приглашает знаменитостей и на три дня дарит городу приставку «арт», дотягивая его по формальному признаку до немецкого города Эссен, получившего почетное звании «Культурная столица Европы – 2010». В то же время, глядя на городское пространство, буквально чувствуешь «сопротивление материала»: с первого взгляда очевиден временный характер и тщетность любых культурных инъекций. Но при более детальном рассмотрении все оказывается гораздо сложнее и интереснее.

У города Выкса существует свой художественный бекграунд. Он связан с именем драматурга Сухово-Кобылина, который дружил с местным барином – потомком основателя завода – и написал здесь «Свадьбу Кречинского». Ее премьера состоялась в Малом театре в Москве, а затем – в Выксе, где до 1903 года существовал профессиональный театр с труппой 91 человек (примерно столько же актеров трудится сегодня в Ермоловском театре и Театре им. Маяковского в Москве). В конце 1920-х годов в Выксе появляются самодеятельный театр и Дом детского творчества.

Как ни странно, творческую энергию молодых выксунцев пришлось раскапывать три года. Но теперь есть все основания полагать, что уже на следующем фестивале она проявится в жанре театрального перформанса.




Партнеры