«Штрафбат» твою мать!

Реплика Александра Мельмана

Реплика Александра Мельмана

Николай Досталь, режиссер сериала «Штрафбат», только что показанного в повторе на канале «Россия», обратился с открытым письмом к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву. Фильм был подвергнут цензуре — считает режиссер. Автор замечает, что из картины были вырезаны нецензурные и просто грубые выражения персонажей. «Известно, что на войне речь сплошь перемежалась ненормативной лексикой, но в фильме такие слова звучат изредка, к тому же далеко не самые крепкие и из уст уголовников», — пишет Досталь. Изменена была также песня штрафников-уголовников. Кроме того, вырезаны некоторые кадры, в частности, сокращена сцена изнасилования. По мнению Досталя, это привело к неубедительности дальнейшей сюжетной драматургии и исказило замысел. Г-н Досталь называет цензурные сокращения «ничем не оправданными и противозаконными».

Внимание, вопрос: что это было — цензура или отдельные незначительные корректировки, связанные с тем, что закон о запрете мата в СМИ вот-вот войдет в силу? Если цензура, то она в принципе противозаконна, так как по Конституции у нас ее просто нет. Но это по Конституции, бумага все терпит. Мы-то с вами не на Марсе родились и не первый день живем в этой нашей стране.

Закон «о мате» еще не вступил в силу, но уже всех сильно напугал. И тут мы опять переходим к столь сладкому для всех нас слову «свобода». Свобода творчества в данном случае. Все-таки по сути у режиссера Досталя к «цензорам» претензий нет, смысл «Штрафбата» никак не искажен. Но дьявол в деталях!

Мат — очень важная сфера нашей жизни и неотъемлемая часть русского языка, конечно. Многие матом говорят, некоторые думают. И вообще: есть ли для искусства запретные темы и запретные же слова? Вроде договорились уже, что если они абсолютно необходимы для понимания контекста, характера персонажей, то художника никто уже остановить не сможет. Он просто обязан показать правду жизни, как она есть.

Но цензоры тоже бывают разные. Есть дураки, буквоеды, готовые выжать до капли, как белье после стирки, любую «крамолу». В царское и в советское время этих держиморд у нас было предостаточно. Последний писк — борьба с алкоголизмом при М.С.Горбачеве. Под нож шли любые, даже самые минимальные алкогольные возлияния. Так порезали «Мимино», «Иронию судьбы», то есть покусились на святое. Слава богу, оригиналы остались, однако зритель, то есть народ, так и не простил власти подобное самоуправство.

Но мы опять возвращаемся в наше славное советское прошлое, кажется, оно не уйдет от нас никогда. Пока начали с нецензурной брани, дальше могут перейти куда угодно. Вот пример для подражания. В фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», прошедшем в кинопрокате, есть 8-минутный монолог простого русского мента, приукрашенный сплошным матом. Слушается он на одном дыхании, и ты понимаешь, как же наболело у человека внутри, до чего же его достали. Но когда это же кино показали на Первом канале в программе «Закрытый показ», то вся мизансцена куда-то исчезла. Вернее, она была, но практически без слов. Хотя фильм транслировался в совсем недетское уже время, далеко за полночь. И никакого закона «о мате» тогда еще не было. Но подстраховались на всякий случай, а энергетика и за ней — смысл всего сказанного исчезли напрочь. Получился оскопленный фильм, без главного, без содержания. И без мата.

Но тут есть один нюанс. Все-таки ТВ — это не театр, не кино и не книга. ТВ — орудие массового поражения, а значит, оно гораздо больше должно ограничиваться всяческими табу, нежели другие виды искусства.

Да, «Штрафбат», показанный в 2004 году на госканале, не имел никаких купюр, а теперь они появились. Поменялся ли смысл? Вряд ли. Нарушили авторскую свободу? Безусловно. Смягчили, отретушировали. Может, убранная нецензурная лексика и непринципиальна, но сцена изнасилования… Она ведь действительно в новом формате подана так, что штрафника-насильника становится даже жалко. Он же, кажется, так и не довел до конца свое злодеяние. На самом деле — довел, но об этом мы так и не узнали. Нам сделали поприятнее, полегче, нас пожалели. А зря, ведь это уже совсем не правда искусства.

Должна быть мера, конечно, но как ее найти? На ощупь, в меру испорченности или, наоборот, толерантности цензоров? Ведь им только дай волю, они вообще все на свете запретят. Но с автором, художником, режиссером Досталем разве нельзя было посоветоваться, поговорить, объяснить? Просто проявить элементарное уважение. Потому что вот так взять и почистить, не сказав ни слова, — легче всего. А быть не только чиновником, заведующим охранной грамотой, но и человеком очень трудно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру